Завод-легенда "ЗиЛ". Заброшенный инженерный корпус - Народ, забывший своё прошлое, не имеет будущего — LiveJournal

Завод имени Лихачева (далее ЗИЛ) начинает свою историю с 1916 года. Именно в этом году было принято решение об основании Автомобильного завода АМО. Изначально на нем планировалось производство Фиатов образца 1915 года. Но в 1918 году проект национализировали, а производство приостановили. К этому моменту на заводе успели собрать более тысячи грузовиков итальянского типа. С 1919 года по 1923 год ЗИЛ занимался в основном ремонтом автомобилей и производством моторов. Так же, завод участвовал в танковой программе, в течение которой было изготовлено 24 танковых двигателя. Начиная с 1925 года, завод был переименован в 1-й Государственный автомобильный завод. В 1927 году директором был назначен И.А. Лихачев. С этого года завод начинает развиваться, выпуская различные модели автомобилей, собранные по американским лицензиям. К 1934 году ЗИЛ выпускал около 100.000 автомобилей в год, большинство из которых являлись легендарными ЗИС-5. К 1975 году ЗИЛ имел мощность по выпуску 200.000 автомобилей в год, за что был награжден Орденом Октябрьской революции. К сожалению, после распада СССР, предприятие сильно уменьшило объемы производства. Начавшийся кризис на ЗИЛе, стал причиной практически полной остановки производства автомобилей. На данный момент завод имени Лихачева находится в большом упадке. Множество цехов заброшены, а руководство предприятия безуспешно ищет финансирование и спонсоров.

Описание заброшенного завода имени Лихачева (ЗИЛ).

Заброшенный завод находится под охраной, что, однако, не мешает посторонним проникать на его территорию. Общая территория заброшки составляет 275 гектар и сравнима с площадью ВВЦ. Условно она делится Московской железной дорогой на две части. Первая часть имеет старые постройки, вторая часть более новые (там находилось производство легковых автомобилей и другой продукции). Связаны обе части подземными тоннелями и надземной постройкой. На заброшенном заводе находится множество различных цехов, столовая, общежитие и даже здание бывшей обувной мастерской. Большинство ценных вещей уже давно было вывезено или украдено. Однако, походив по территории, можно найти очень много различных станков, материалов, запчастей и прочую атрибутику автомобильного завода.

Планы по использованию заброшенного завода имени Лихачева (ЗИЛ).

В 2011 году мэр Москвы Сергей Собянин сообщил, что «квадратный метр площади территории завода стоит 1 тыс. долларов, а потенциал его роста - как минимум в два раза больше». 4 апреля 2011 года был назначен новый директор ЗИЛа - Игорь Захаров. В настоящее время ЗИЛ ведет переговоры с «Sinotruk», «FIAT», «Tata Motors» и «DAF Trucks». Целью переговоров является налаживание производства зарубежных автомобилей в России. К сожалению, конкретных договоренностей между компаниями до сих пор нет. В декабре 2011 года руководитель Департамента культуры Сергей Капков сообщил, что на территории заброшенного завода будут реконструированы старые постройки и возведены новые здания. Предполагается, что обновленные здания будут сдаваться в аренду под культурные заведения: театры, галереи и рестораны.

Интересные факты и слухи заброшенного завода имени Лихачева (ЗИЛ).

За всё время производства заброшенный завод выпустил: легковые автомобили, гоночные автомобили, грузовые автомобили, автобусы, спецтехнику, вездеходы, велосипеды и даже холодильники.
- Заброшенная территория является одной из самых больших в Москве и насчитывает более 250 гектар.
- Желание купить акции ЗИЛа имеют множество организаций по всей России. Зарубежные компании считают, что в связи с рисками, более 50% акций им нужно отдать бесплатно.
- По состоянию на ноябрь 2011 года, ЗИЛ рассчитался со всеми основными кредиторами, и не является «кандидатом» в банкроты.

2 августа (20 июля по старому стилю) 1916 г. в Тюфелевой роще состоялись торжественный молебен и закладка автомобильного завода (Автомобильное Московское общество, сокращенно "АМО"), который к марту 1917 года должен был выпустить 150 полуторатонных грузовиков «Ф-15» по лицензии итальянской фирмы "ФИАТ". Завод основан торговым домом «Кузнецов, Рябушинские и К». Трудности военного времени и слабость станкоинструментальной базы страны сорвали планы строительства завода в намеченные сроки.

Тем не менее, Рябушинские закупили в Италии комплекты автомобилей «Ф-15 », что обеспечило сборку 432 грузовиков в 1917 г., 779 - в 1918 г. и 108 автомобилей - в 1919 г. Однако, завод для изготовления и сборки собственных автомобилей достроен не был. Виною тому стали Октябрьская революция и гражданская война. Национализация недостроенного завода (15 августа 1918 г.) зафиксировала экспроприацию собственности акционеров АМО. Недостроенное предприятие по существу превратилось в крупные мастерские, где ремонтировались автомобили и другая техника.

30 апреля 1923 г. заводу АМО было присвоено имя итальянского коммуниста Ферреро, убитого фашистами. В июне 1923 г. Госплан СССР утвердил производственное задание заводу на 1923-1927 гг. Однако только в марте 1924 г. на завод поступило конкретное правительственное задание на изготовление первых советских грузовиков.

1 ноября 1924 г. был собран первый полуторатонный грузовик АМО-Ф-15 , а 7ноября десять машин приняли участие в параде. Эту дату принято считать днем рождения советского автомобилестроения.

Первое переименование завода - Первый Государственный автомобильный завод

В 1925 году завод АМО был переименован в 1-й Государственный автомобильный завод, а в 1927 году завод возглавил И.А. Лихачев, с именем которого связано интенсивное развитие предприятия.

В начале 1927г. Автотрест, которому подчинялся завод, принял решение о реконструкции завода. Объектом производства был выбран грузовик американской автосборочной фирмы "Автокар" грузоподъемностью 2,5 т. При этом планировался массовый выпуск грузовиков конвейерным способом.

Второе переименование завода - Завод имени Сталина "ЗИС"

В 1931 пуск завода после реконструкции и 1 октября этого же года заводу присвоено имя И.В. Сталина (ЗИС). Не прошло и месяца после переименования как был пущен первый отечественный сборочный автомобильный конвейер, с которого сошли первые 27 грузовиков АМО-3 , который к лету 1933 года модернизировали, его грузоподъемность была повышена до 3 тонн.

21 августа 1933 г. Совнарком СССР принял решение о второй реконструкции завода, которая была направлена на расширение перечня моделей автомобилей и в 1934 году началось производство автомобилей ЗИС-5 и ЗИС-6 .

Наступление немецких войск на Москву осенью 1941 г. вынудило эвакуировать значительное количество людей и оборудования в Ульяновск, Миасс, Челябинск и Шадринск. В октябре 1941 г. завод был подготовлен к уничтожению и не работал. Однако после успешного подмосковного наступления Красной Армии зимой 1941-1942 гг. ЗИС понемногу набирал обороты и с июня 1942 г. с конвейера стали сходить военные грузовики ЗИС-5В (упрощенные), полугусеничные тягачи ЗИС-22 , ЗИС-42 , выпускалось вооружение для фронта (минометы, автоматы, мины, снаряды и прочее). За годы войны было изготовлено около 100 тысяч грузовиков ЗИС-5В, ЗИС-42, ЗИС-42М, санитарных автобусов ЗИС-16С . Тогда же в июне 1942г. ЗИС был награжден первым орденом Ленина за отличную организацию производства боеприпасов и вооружения. Эвакуированные люди и оборудование стали основой заводов: Ульяновского, Уральского (Миасского) автомобильных, Челябинского кузнечно-прессового и Шадринского автоагрегатного.

19 сентября 1942 г. были начаты работы по созданию правительственного лимузина высшего класса ЗИС-110 . Верховный заказчик пожелал за образец автомобиля взять лимузин фирмы «Паккард». В октябре 1944 года завод был награжден Орденом Трудового Красного Знамени.

В 1946 г. началась третья реконструкция ЗИСа. Она предназначалась для постановки на производство первой послевоенной продукции завода: грузовых автомобилей ЗИС-150 (1947г.) и грузовых автомобилей повышенной проходимости ЗИС-151 (1948г.).

В ноябре 1949 года завод награжден вторым орденом Ленина за заслуги в развитии советского автостроения и в связи с 25-летием советского автомобиля.

В 1949 г. на смену городскому автобусу ЗИС-154 пришел городской автобус ЗИС-155. Автобус был выполнен на базе основных агрегатов автомобиля ЗИС-150 и автобуса ЗИС-154.

Завод ЗИС выпускал не только автомобили, но и велосипеды и даже холодильники

В 1950 году завод приступил к производству оборонной техники - бронетранспортеров ЗИС-152 и автомобилей-амфибий ЗИС-485 (с 1952 по 1958 год). Завод ЗИС выпускал не только автомобили, к примеру с 30 апреля 1950 года завод начал выпускать холодильники , а с января 1951года приступил к производству велосипедов , производство которых прекратилось в 1959 г.

В начале 1953г. на заводе было создано специальное управление по проектированию первого китайского автозавода. Специалисты ЗИСа в Чанчуне помогли китайцам пустить в производство первый китайский грузовик «Цзефан» (копия ЗИС-150).

В 1954 г. по настоянию маршала СССР Г.К. Жукова на заводе организуется специальное конструкторское бюро для создания особой автомобильной техники, предназначенной для мобильных ракетных систем. Начальником и главным конструктором СКБ был назначен В.А.Грачев.

В 1955 г. на производство был поставлен первый отечественный междугородный автобус ЗИС-127 .

Третье переименование завода - Завод имени Лихачева "ЗИЛ"

В 1956 году умирает Иван Алексеевич Лихачев и заводу присваивается его имя. В конце того же года были собраны по два первых опытных образца грузовых автомобилей второго послевоенного поколения - ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131.

В 1957году ЗИС-155 сменил более комфортабельный городской автобус ЗИЛ-158.

В 1957г. на производство поставлен автомобиль ЗИЛ-164-ЗИЛ-164А взамен ЗИС-150. На автомобиле был установлен модернизированный двигатель, новый задний мост со штампованной балкой.

В 1958 году вместо автомобиля ЗИЛ-151 стал собираться трехосный полноприводный автомобиль ЗИЛ-157. Автомобиль был оснащен устройством для регулирования давления воздуха в шинах колес и односкатной ошиновкой. Линия легковых машин после автомобиля ЗИС-110 была продолжена в 1958 г. правительственным лимузином ЗИЛ-111.

На международной выставке в Брюсселе автомобиль награжден Почетным дипломом. Последующие легковые автомобили: ЗИЛ-114-117 (1967-1976 г.г.), ЗИЛ-4104-4105 (1976 г.), вплоть до последнего ЗИЛ-41041, расцениваются, как достаточно стильные и современные. Четвертая реконструкция завода, начавшаяся в 1959 г., позволила освоить производство автомобилей ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131.

В 1964г. начато массовое производство ЗИЛ-130. Совершенствование конструкции грузовиков ЗИЛ-130 продолжалось до конца 1970 г. и пополнилось такими модификациями как северные, экспортные, тропические, газобаллонные и т.д.

К категории полноприводных автомобилей к третьему поколению относится 3,5-тонный грузовик ЗИЛ-131 (6х6), унифицированный с серией "130" и выпускавшийся с 1967 г. В связи с изменениями в двигателе и ходовой части в 1987 году автомобилю присвоен индекс ЗИЛ-131Н.

В 1967г. были спроектированы и производились (штучно) поисково-эвакуационные установки (ПЭУ-1) для поиска и эвакуации спускаемых космических объектов и космонавтов.

В 1967 г. СССР впервые принял участие в 8 Международной "Неделе автобусов" в г. Ницце, где комфортабельный автобус малого класса «Юность» ЗИЛ-118 завоевал 12 призов. Автобус изготавливался штучно по отдельным заказам. Серийного производства автобуса организовать не удалось.

В 1971 году завод награжден третьим орденом Ленина за успешное выполнение восьмого пятилетнего плана.

13 июля 1971 года ЗИЛ стал Производственным Объединением (ПО ЗИЛ), в состав которого вошли 17 заводов.

В 1974 году на главном конвейере был собран миллионный ЗИЛ-130.

В 1975 году завод награжден Орденом Октябрьской революции за успешное завершение работ по созданию мощностей на выпуск 200 тысяч автомобилей в год.

В 1975 г. на ЗИЛе наладили производство нового поколения 3-х осных автомобилей ЗИЛ-133Г1 (6x4) грузоподъемностью 8 т, к которым с 1977 г. добавилась 10-тонная модель ЗИЛ-133Г2 полной массой 17,2 т. Их оборудовали стандартным 150-сильным двигателем V8, 5-ступенчатой коробкой передач, гипоидной главной передачей и балансирной подвеской задних колес на полуэллиптических рессорах.

С 1979 г. взамен ЗИЛ-133Г2 выпускались грузовики ЗИЛ-133ГЯ на которых устанавливались дизельный двигатель КамАЗ-740 Камского автозавода (210 л.с), 10-ступенчатая коробка передач, усиленные передние рессоры.

Большую роль завод сыграл в судьбе КАМАЗа. На ЗИЛе были спроектированы литейный и автосборочный корпуса, а созданные образцы грузовиков легли в основу модельного ряда автомобилей из Набережных Челнов.

Начавшаяся в 1982 году последняя и самая крупная реконструкция завода совпала с кардинальными изменениями в экономике страны.

В 1984г. выпущены первые автомобили ЗИЛ-130 с модернизированным передним приводом. Им был присвоен индекс ЗИЛ-431410.

В1990-е годы производство грузовиков ЗИЛ-130 (ЗИЛ-431410) и ЗИЛ-131Н было переведено на Уральский автомоторный завод (УАМЗ) в Новоуральске под Екатеринбургом.

В начале 90-х гг. ранее засекреченное производство специальных вездеходов было преобразовано в ОАО "Вездеход ГВА". В его название вошли инициалы создателя вездеходной техники В. А. Грачева. Наиболее интересными являются аварийно-спасательные амфибии "Синяя птица". Они предлагались в грузовом и грузопассажирском исполнениях ЗИЛ-4906 и ЗИЛ-49061 (6х6) с бензиновыми или дизельными двигателями мощностью 136-185 л.с, бортовой 10-ступенчатой трансмиссией, независимой торсионной подвеской, дисковыми тормозами, стеклопластиковыми кузовами, оборудованными радионавигационными приборами и средствами спасения.

Полная масса машин - 9,6-11,8 т, максимальная скорость по шоссе - 75-80 км/ч, на плаву - 8-9 км/ч. С 1992 г. в городе Балахне Нижегородской области на Правдинском заводе радиорелейной аппаратуры (ОАО ПЗРА) начата сборка их сухопутных 4,5-тонных 185-сильных вариантов автомобилей высокой проходимости: с крановым манипулятором ЗИЛ-497202 и ЗИЛ-497205; с кузовом-фургоном ЗИЛ-497200; многофункциональных шасси ЗИЛ-390610.

Завод ЗИЛ после распада СССР

В декабре 1991 года распался СССР, и порвались многолетние внутрисоюзные связи. Новые условия периода перестройки, потеря важных рынков, сбои в кооперационных связях и фактическое прекращение поступления военных заказов заставили ЗИЛ в корне пересмотреть свою политику и начать приспосабливаться к рыночным принципам ведения хозяйства. В первое время это привело к резкому падению спроса на все серийные грузовые автомобили и поставило завод на грань банкротства. Одновременно начались активные поиски выхода из создавшегося положения, в результате которых вся производственная программа была пересмотрена и расширена. Этому способствовала и конкуренция со стороны иностранных фирм, которую ранее ЗИЛ никогда не испытывал.

23 сентября 1992 г. ПО ЗИЛ было приватизировано первым в отрасли и одним из первых из числа крупнейших предприятий России и преобразовано в Открытое Акционерное Московское Общество "Завод имени И. А. Лихачева" (АМО ЗИЛ) с сохранением торговой марки "ЗИЛ". Общее собрание акционеров избрало новый в истории завода орган управления - Совет директоров. Кроме головного завода, оно включало 30 дочерних предприятий. Одним из его акционеров стало правительство Москвы, которому в настоящее время принадлежит контрольный пакет акций.

Конъюнктура рынка изменилась, нужны были грузовики грузоподъемностью не более трех тонн, рассчитанные на мелких предпринимателей и преимущественное использование в городах для доставки малых партий грузов, и большегрузные грузоподъемностью свыше 10 тонн.

В 1992 году был разработан новый 3-х тонный малотоннажный автомобиль полукапотной компоновки ЗИЛ-5301.

Имя «Бычок» этому автомобилю дал мэр г.Москвы Ю.М.Лужков.

В 1992 году для участия в соревнованиях Кубка ФИА по шоссейно-кольцевым гонкам на грузовиках, было изготовлено несколько седельных тягачей ЗИЛ-4421С мощностью до 900 л.с. с импортными агрегатами.

30 декабря 1994 г. с конвейера в АСК сошел последний грузовик ЗИЛ-130 (ЗИЛ-431410) и тогда же началось мелкосерийное производство автомобилей семейства ЗИЛ-5301. Его шасси стало базой для цельнометаллического фургона и автобусов вместимостью 15+1, 21+1. На третьей Всероссийской выставке-конкурсе «Лучшие работы года - Дизайн-95», коллектив авторов: К.В.Потехин, В.Г.Мазепа, А.Н.Митрофанов, А.Н.Горчаков, Э.С.Дамьяно, В.И.Бобр и Э.И.Грицай за разработку малотоннажного грузовика удостоен Гран При в номинации «Промышленный дизайн».

Основой семейства в 1996 г. стала серийная сборка автомобилей ЗИЛ-5301. Он оснащен автомобильной модификацией тракторного 4-цилиндрового дизельного двигателя Д-245.12С (108,8 л.с.) и Д-245.9Е2(136 л.с.) Минского моторного завода. На автомобили устанавливается 5-ступенчатая синхронизированная коробка передач, гидроусилитель рулевого управления и 3-местная кабина с некоторыми изменениями кабина ЗИЛ-4331. "Бычок" оснащен гидроприводом сцепления и тормозов, гипоидной главной передачей, передними дисковыми тормозами, 16-дюймовыми колесами с бескамерными шинами, имеет малый радиус поворота (7 м) и небольшую погрузочную высоту. Основные модификации семейства малотоннажных автомобилей производятся с колесными базами 3650 и 4250 мм; с удлиненной кабиной, с двумя спальными местами; с семиместной двухрядной кабиной. На них предлагаются соответствующие бортовые варианты, несколько видов универсальных, изотермических и рефрижераторных фургонов-кузовов. На базе малотоннажных автомобилей создана большая гамма коммунальной, строительной и специальной техники.

Автомобили семейства ЗИЛ-5301, оказавшиеся проще и дешевле иностранных аналогов, вполне удовлетворяют потребности российских покупателей.

В 1996 г. был представлен магистральный седельный тягач ЗИЛ-6404 (6x4) с 410-сильным дизелем ЯМЗ-7511 и спальным отсеком, способный буксировать автопоезда полной массой до 40 т со скоростью 105 км/ч.

1998 году на производство был поставлен автомобиль ЗИЛ-432720 (4х4) с колесной базой 3340 мм. Шасси ЗИЛ-432722 предназначается для монтажа специализированных надстроек коммунально -дорожных служб.

Кардинальные реформы в России 90-х гг. существенно отразились на положении ЗИЛа. Первоначальная ставка на тесное сотрудничество в области тяжелых грузовиков и дизелей с фирмами "Кенворт" (Kenworth), "Катерпиллар" (Caterpillar), "Вольво" (Volvo) и "Рено" (Renault) особого успеха не принесла.

С 1999 г. в ыпускались новые 10-тонные грузовики ЗИЛ-6309 (6x4) и самосвал ЗИЛ-6409 с 195-сильным дизельным двигателем ЯМЗ-236А массой до 40 т со скоростью 105 км/ч.

В 1999 г. было изготовлено 13745 "бычков", что составило 63,4% общего производства завода.

К концу XX века АМО ЗИЛ выпускал автомобили более чем в 120 вариантах и предлагал их с кузовами и надстройками, которые выпускали 100 предприятий России и стран СНГ, а комплектующие для них изготовляли 800 заводов и мастерских. В 1998-2000 гг. ЗИЛ выпускал по 20-22 тыс. грузовиков - это в 10 раз меньше его потенциальных возможностей.

С момента начала своей деятельности на предприятии в период с 1924 по 2000 годы произведено: грузовых автомобилей 7 769 902 шт.; автобусов 38 988 шт; легковых автомобилей высшего класса 11 515 шт.

В 2000 году три полноприводных автомобиля ЗИЛ-433420 совершили уникальный автопробег по маршруту Москва-Якутск-Уэлен-Северная Америка-Западная Европа-Калининград-Москва. Первый этап кругосветной экспедиции длиной 13500 км был пройден за 62 дня и завершился в поселке Уэлен на берегу Берингова пролива (Чукотка). Всего экспедиция преодолела 45 000 км. Автопробег проводился клубом «Приключение» совместно с АМЛ ЗИЛ и правительством Москвы.

В декабре 2002 года произошла смена руководства АМО ЗИЛ. Был назначен новый генеральный директор Константин Викторович Лаптев, который до этого работал в команде "Руспромавто" на посту исполнительного директора ГАЗа. На завод была привлечена группа менеджеров, имеющих практический опыт работы в условиях антикризисного управления. Была разработана программа реструктуризации завода, направленная на работу с дочерними предприятиями по возвращению утерянных ранее активов АМО ЗИЛ, восстановление хозяйственно-производственных связей с сохранившими и возвращаемыми дочерними предприятиями, расширение гаммы выпускаемой продукции и услуг, освоение новых рынков сбыта.

Сегодня завод на базе шасси ЗИЛ совместно с другими заводами выпускает большую гамму специальной техники: коммунальную, дорожно- строительную, мусоровозы, вакуумные, илососные, каналопромывочные, аварийно-ремонтные машины, автоцистерны, автоподъемники.

В 2003 году освоено производство автомобилей ЗИЛ-433180 и ЗИЛ-432930 с дизельными двигателями с повышенными мощностными показателями Минского моторного завода Д-260.11Е2 (180 л.с.) и Д-245.9Е2 (136 л.с.), которые имеют сертификаты соответствия норм Евро-2.

В 2004 году произошла передача функций исполнительного единоличного органа предприятия управляющей компании (МАК). В связи с этим изменилась должность руководителя завода: К.В.Лаптев стал генеральным директором управляющей организации АМО ЗИЛ.

С 2004 года с конвейера стали сходить автомобили ЗИЛ-43272Т (4х4) с дизельным двигателем ММЗ Д-245.9Е2 Евро-2; ЗИЛ-4334В1 (6Х6) с дизельным двигателем ММЗ Д-245.30Е2.

С целью наращивания темпов роста продаж новой техники ЗИЛа на предприятии впервые среди отечественных производителей грузовой и спецтехники организована Акция, стартовавшая 15 марта 2004 года, предназначенная для владельцев отечественных грузовых автомобилей. Суть акции в том, что каждый желающий мог сдать свой подержанный грузовой отечественный автомобиль в зачет стоимости любой новой машины ЗИЛ при ее покупке. При этом старые машины принимались по цене выше рыночной.

В 2005 году Компания «Автофрамос» планирует разместить на АМО ЗИЛ заказ на производство 12 основных кузовных деталей для своего нового Renault Logan . Специалисты АМО ЗИЛ, задействованные в производстве новых деталей, пройдут дополнительную специальную подготовку на предприятиях Renault во Франции.

Кроме автомобилей на заводе была разработана уникальная технология и налажено литье церковных колоколов. 14 колоколов весом то 8 кг до 27 тонн украшают Храм Христа Спасителя в г. Москве.

В мае 2006 года Впервые произведена конвейерная сборка трехосного автомобиля повышенной проходимости ЗИЛ-5302.

11 ноября 2007 года Завод Лихачева получает сертификат соответствия системы менеджмента качества АМО ЗИЛ требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001 и ГОСТ РВ 15.002-2003. Его наличие - необходимая гарантия со стороны предприятия оборонно-промышленного комплекса в том, что продукция, создаваемая в рамках государственного оборонного заказа, будет удовлетворять всем требованиям госзаказчика и других потребителей.

29 августа 2008 года для пострадавшей в ходе вооруженного конфликта с Грузией независимой республики Южная Осетия завод ЗИЛ передает 10 автобусов на базе ЗИЛ-5301, заказанных Правительством Москвы.

Завод им. Лихачева - первое российское автомобилестроительное предприятие, которое теперь называется Открытым Акционерным Обществом «Завод имени И. А. Лихачева» или краткой аббревиатурой АМО ЗИЛ.

Основание

1916 год. Цивилизованный мир уже имеет в пользовании все виды транспорта: поезда, корабли, пароходы, аэропланы и автомобили. В Европе немец Карл Бенц еще в 1886 г. построил первый в мире автомобиль, работающий на бензине, правда, в глазах современного человека он выглядел бы забавно: трехколесная «тарахтелка» со скоростью 15 километров в час «мчится» по пыльной дороге на виду оторопевшей от потрясения и восторга публики.

В России же по-прежнему самым распространенным и доступным видом транспорта, невзирая на расстояния, были лошади. Но именно в 1916-ом было завершено строительство самой длинной железнодорожной линии в России - Транссибирской магистрали. Правительство решило, что уже пора заняться и автомобилестроением. Была разработана специальная программа, согласно которой планировалось построить в стране шесть заводов, специализирующихся на производстве авто. Первый из них, конечно, в Москве.

Финансировать и руководить строительством взялся Торговый дом «Кузнецов, Рябушинские». Между Главным Военно-Техническим управлением и Торговым Домом был заключен договор: Через год со дня запуска предприятие уже должно было поставить 150 автомобилей. Кроме того, пришлось на очень жестких условиях сотрудничать с итальянской фирмой FIAT, поскольку на московском заводе планировалось выпускать лицензионные полуторатонные грузовики этой фирмы. Речь идет о фантастических суммах: за каждую машину «АМО» Торговый Дом должен выплачивать FIATу одну тысячу франков, если завод будет выпускать по пятьсот автомобилей в год, а за каждый сверхнормовый - пятьсот франков.

Условия договора диктовали также выплату FIATу 1 млн. 100 тысяч франков при запуске завода и по 200 тысяч - в оставшиеся годы. И никакого экспорта за рубеж! И вот 20 июля (ст. стиль) 1916 г. в Тюфелевой роще после торжественного молебна состоялось это значимое для страны событие - закладка первого автомобильного завода. Стройкой руководили Кузнецов и Лолейт при участии Мельникова. Первый директор - Д.Д. Бондарев. Но 1917 год оказался катастрофическим для экономики страны: две революции, страшная инфляция, транспортный коллапс да еще высокие процентные ставки по кредитам.

Все эти и другие проблемы сорвали первоначальные планы: ни один из шести заводов к концу 1917 года не был построен. Отчаянно пытаясь выполнить условия договора, руководство недостроенного московского завода пошло на беспрецедентный шаг: решило организовать сборку автомобилей из закупленных в Италии комплектов деталей. Таким образом, за три года (1917 - 1919) завод собрал 1 тыс. 319 грузовиков марки FIAT 15 Ter. А потом закончились детали, и завод стал просто ремонтными мастерскими.

Авторемонтный завод (1919)

15.08.1918, согласно Декрету Совета народных комиссаров, завод был объявлен собственностью республики. В 1918-ом еще оставались закупленные комплекты деталей FIATа, их собирали и продолжали выпускать грузовики, а кроме того, завод принимал заказы от железнодорожной службы (запчасти для вагонов), наладил производство некоторых приборов (вулканизаторы, керосиновые лампы), а уже осенью того же 1918-го пришлось еще взяться за ремонт поврежденных на фронте грузовиков. В течение нескольких лет на заводе, который понемногу достраивался, уже было налажено производство моторов и других автомобильных деталей.

С фронта сюда поступали в основном американские трехтонные грузовики White TAD, которым ставили новые двигатели, сцепление и другие комплектующие, выпуская уже на 75% обновленные машины. Таким образом, в 20-ые годы такому капитальному ремонту подверглись 230 грузовиков, практически заново созданных, и из уже отечественных материалов, и около сотни автомобилей - среднему и текущему ремонту. Кроме того, здесь ремонтировали мотоциклы и изготавливали танковые двигатели для «Русского Рено».

Первые отечественные грузовики (1924)


Когда, наконец, закончилась , и в стране появились средства на автостроение, на АМО было решено начать выпуск отечественных грузовиков. За основу была взята модель уже известного FIATа, славно послужившего на фронте. И вот в марте 1924 - го завод получил долгожданное правительственное задание на выпуск первых отечественных грузовиков. И уже осенью (1.11.1924) вышла первая машина, полуторатонный советский грузовик под названием АМО-ф-15. Завод работал в напряженнейшем режиме, и в годовщину во время праздничного парада по Красной Площади прошла колонна уже из десяти новеньких отечественных грузовиков.

А потом (25.11.1924) состоялся испытательный пробег для этих первенцев советского автомобилестроения. В них участвовали три грузовика из гордо продемонстрированной на параде десятки. Маршрут был длинный и достаточно сложный, в него входили несколько городов, в частности, Тверь, Новгород, Ленинград, Витебск, и другие. Испытание машины прошли с честью. Теперь, когда на практике было подтверждено право на жизнь отечественных грузовиков, можно было начинать их серийное производство. И оно началось. Это произошло в марте 1925 г.

Предприятие назвали Первым Государственным автомобильным заводом. Его директором стал И. А. Лихачев, который сумел грамотно организовать производство по возрастающей, и уже к 1931-му году вышло 6 тыс. 971 грузовиков, которые периодически совершенствовались. Но себестоимость одного автомобиля АМО-ф-15 все же была очень высокой - восемь с половиной тысяч рублей. Если сравнить с автомобилем Ford, то он обходился всего в 800 - 900 рублей за экземпляр, включая доставку из Америки. Поэтому назревала срочная необходимость начинать полную реконструкцию завода, чтобы выпускать новые модели грузовиков.

Крупная модернизация (1930)

Для начала купили лицензию на модель американского грузовика «Аутокар - 5С», потом - комплекты деталей. Переоборудовали цеха, запустили первый в стране конвейер. И первые выпущенные в новых условиях грузовики назвали АМО - 2. Мощность их двигателя была раньше 54 лошадиные силы, а в новом образце - 72. После очередной модернизации (1933) грузовик стал называться ЗИС - 5. Кардинальная реконструкция завода закончилась (1934), и с его конвейера стало выходить по сто тысяч машин в год. Серийное производство обеспечивало выпуск более 60 грузовиков в сутки. Они постоянно модернизировались, изменялись, и таким образом возникли двадцать пять усовершенствованных моделей, девятнадцать из которых стали выпускаться серийно.

Не прошло и десяти лет, как московский ЗИС уже мог оказывать помощь в строительстве автомобильного завода в Китае. Он безвозмездно предоставлял китайцам всю документацию, построил и оснастил их завод, принял на стажировку первых начинающих специалистов. Этот китайский завод до сих пор лидирует в автомобильной индустрии страны.

Новая модель (1957)


Все так же выпускался ЗИС - 5 и модифицированные модели американского грузовика AUTOCAR. Качество машин уступало их количеству (за последние десять лет выпущено более семисот тысяч автомобилей). Несмотря на постоянные усовершенствования, грузовик с годами просто морально устаревал и дальнейшая модернизация его становилась неэффективной. Пришла пора разрабатывать новую модель грузовика и начинать его серийный выпуск. Новой моделью автомобиля стал ЗИЛ - 130 с двигателем 150 лошадиных сил, гидроусилителем руля, синхронизированной пятиступенчатой коробкой передач, трехместной кабиной и «дворниками» на ветровом стекле. Дизайн машины не уступал американским образцам, да и надежностью тоже. Конечно, для этого пришлось заменить многое оборудование на заводе, но дело того стоило.

Бескапотные грузовики (1964)

К 1964 году по-прежнему выходил ЗИЛ - 130, но завод не использовал свой потенциал в полной мере, потому что руководство уже рассматривало выпуск бескапотных грузовиков. Они уже вошли в обиход в Европе и были более перспективными: увеличенная грузовая платформа, обзорность, а значит, и управляемость. Конструкцию советского бескапотного автомобиля ЗИЛ - 170 разрабатывали заводские специалисты, под их руководством первые грузовики этой модели успешно прошли все испытания. Несколько лет завод выпускал свое детище. Но в 1968 г. началось строительство Камского автомобильного завода (КамАЗ) в Набережных Челнах Татарии, чтобы увеличить выпуск бескапотных грузовиков.

Первые КамАЗы вышли в 1976-ом году. А ЗИЛ тем временем продолжал работу над усовершенствованием девяти видов КамАЗа - 5320, здесь же обучались и специалисты нового предприятия. На сравнительных испытаниях в конце 70-ых годов выяснилось, что последние модели КамАЗов оказались лучше других не только советских, но и многих импортных грузовиков - «бескапотников», существующих в то время.

Кризис (1980-ые годы)

Между тем, на московском заводе дела пошатнулись. Дело в том, что уже к концу 70-ых знаменитый ЗИЛ-130, которым так гордился коллектив завода, обидно устарел. Не оправдались надежды и на разработку модели ЗИЛ - 170, потому что ее производство отдали в Набережные Челны. Чтобы остаться «на плаву», доработали когда-то замороженный проект модели ЗИЛ - 133, но по существу это была та же машина ЗИЛ - 130, только трехосная. Также продолжили разработку еще одного незаконченного проекта - ЗИЛа - 169. Дело шло медленно, потому что завод параллельно осваивал выпуск дизельного двигателя для грузовиков собственной конструкции. Таким образом, выпуск ЗИЛа - 169 сильно опаздывал, и только к моменту началось полноценное производство этой машины, несколько раз переделанной, усовершенствованной и получившей новый индекс - ЗИЛ - 4331.

Из новейшей истории завода (2000 годы)

По-настоящему завод им. Лихачева пока так и не вышел из затяжного кризиса. Разумеется, попытки были и до сих пор предпринимаются. Как завод с богатой историей и опытом он был задействован в строительстве автомобильного завода в латвийском городе Елгаве, где до сих пор имеет свои акционерные права. Китайская компания Sinotruk, выпускающая тяжелые дизельные грузовики, и АМО ЗИЛ были готовы создать совместное предприятие и в перспективе плотно сотрудничать. Но этот замысел не осуществился по причине кризиса. Цифры за 2009 год сообщают, что завод произвел всего 2 тыс.253 грузовика (это 49.6% по сравнению с предыдущим 2008 годом) и четыре автобуса (44.4%).

В результате в 2009 г. компания заработала 2.702 миллиардов рублей, что по сравнению с годом 2008-ым составляло 74.8 процентов. В том же 2009 году АМО ЗИЛ подписал договор с Беларусью, согласно которому на московском заводе будут собирать грузовики МАЗ и тракторы «Беларусь» для хозяйственных нужд Москвы - по 500 машин в год. За 2010 год показатели производства таковы: одна тысяча 258 грузовиков, пять автобусов, сто двадцать пять самосвалов и несколько кабриолетов для парадных церемоний. В течение этого года завод возвратился к идее сотрудничества с Китаем. Компания Foton Lovol и АМО ЗИЛ подписали документы о совместных проектах по выпуску грузовых автомобилей, при этом китайская фирма подарила Москве два автобуса.

В следующем году (2011) директором московского завода им. Лихачева стал Игорь Захаров. Иностранные компании Tata Motors - Индия, Sinotruk - Китай летом 2011-го предложили правительству Москвы рассмотреть возможность безвозмездной передачи им от пятидесяти процентов акций АМО ЗИЛ, потому что завод требует крупной реконструкции, усовершенствованных технологий, прежде чем в него вкладывать инвестиции. На такие условия Москва не откликнулась. Сентябрь того же года отметился окончанием долгого простоя и вновь запущенным конвейером.

Промзона завода имени И.А. Лихачева занимает большую часть территории Даниловского района Москвы, который получил свое название от села Даниловское, также известного как Даниловская слобода.

До революции это место славилось благодаря нескольким объектам - Симонову и Даниловскому монастырям и знаменитой Тюфелевой роще. Мало кто сегодня может вообразить, что раньше нынешняя промышленная зона «ЗиЛ» ассоциировалась не с автомобильным производством, а с духовным центром, девственно чистой природой, ландышами и многочисленными водоемами.

Симонов монастырь был основан в 1370 году. В царские времена он являлся одним из самых известных и почитаемых в России: сюда всегда стекалось огромное количество людей. Продолжалось это вплоть до конца ХVIII века, когда монастырь был упразднен Екатериной II. В его здании был создан изолятор для больных чумой, эпидемия которой случилась в 1770-х годах. Спустя 25 лет комплекс зданий был восстановлен в своем религиозном качестве и просуществовал до 1920 года. Сначала здесь организовали музей, а в начале 1930 года правительственная комиссия признала, что часть древних сооружений на территории монастыря могут быть сохранены как исторические памятники, но собор и стены следует снести.

В начале 1990-х годов монастырь вернули церкви и начали восстанавливать. До наших дней дожила лишь малая часть построек Симонова монастыря. Уцелела южная стена с тремя башнями: угловая «Дуло», пятигранная «Кузнечная» и круглая «Солевая». Также сохранились «новая» трапезная с церковью Святого Духа постройки конца ХVII века, «старая» трапезная (конец ХV века), братский корпус, мастеровая палата и некоторые более поздние хозяйственные постройки. Взрыв прогремел в ночь на 21 января. На воздух взлетели пять из шести церквей, в том числе Успенский собор, колокольня, надвратные церкви, а также Сторожевая и Тайницкая башни с прилегавшими к ним постройками. На этом месте в 1932 - 1937 годах появился Дворец культуры ЗиЛа.

Впрочем, в советские времена, как и многие монастыри и храмы, он был закрыт. В конце 1920-х годов советские власти разобрали колокольню и планировали пустить большие колокола на переплавку. К счастью, их спас американский дипломат Чарльз Крейн, и до недавнего времени они находились в Гарвардском университете. В 2007 году, после многолетних переговоров, колокола монастырской звонницы были возвращены на свое историческое место.

Второй монастырь, которым известен этот район Москвы, - Даниловский, основанный в конце ХIII века. Он расположен на правом берегу Москвы-реки (Даниловский Вал, 22). Практически полностью он сохранился до наших дней, и сейчас его настоятелем является Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

В 1931 году вблизи монастыря было уничтожено местное захоронение, где покоились писатель Н.В. Гоголь, поэт Н.М. Языков, художник В.Г. Перов, их останки были перенесены на другие московские кладбища. В 1930 году здесь был организован изолятор НКВД для детей репрессированных лиц.

С севера, запада и юга рощу окружала река Москва, вдоль которой тянулись озера Постылое, Черное, Болотное, а немного восточнее располагалась деревня Кожухово (включена в состав Москвы в 1923 году). Еще одно достопримечательное место Даниловского района до наших дней не сохранилось - это знаменитая Тюфелева роща. Сейчас в честь нее названа улица Москвы, а на ее месте находится завод имени И.А. Лихачёва (ЗиЛ).

С конца ХVIII века роща наряду с близлежащими объектами находилась в собственности у архитектора и государственного деятеля Н.А. Львова, который начал возводить здесь промышленные предприятия. Так на месте нынешней промзоны появился первый завод, который производил картон. Также Н.А. Львов начинал разработку торфяных залежей Сукиного болота (возле деревни Кожухово).

После выхода повести «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина Лизин пруд в окрестностях Симонова монастыря и Тюфелева роща стали популярным местом для прогулок и романтических встреч. Светские дамы со всей Москвы и близлежащих сел каждую весну приезжали сюда собирать ландыши, подобно тому, как это делала героиня повести.

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ КОРПУС МОСКОВСКОГО АВТОЗАВОДА (1934 Г.)

В конце ХIХ - начале ХХ века в роще начинается бум промышленного строительства. Появляются кожевенный завод Торгового дома «Волк и К», химический завод Русского акционерного общества «Шеринг». В 1903 - 1908 годах через ее территорию прошла Окружная железная дорога (ныне Малое кольцо Московской железной дороги) со станцией Кожухово, для которой в 1907 году через Москву-реку был сооружен Алексеевский мост (ныне Даниловский). Так луга и сельскохозяйственные угодья изрезали железнодорожными путями, а сама роща потеряла половину высоких сосен. Несколько лет спустя, в 1916 году, в Тюфелевой роще началось строительство первого автомобильного завода (сейчас - завод имени Лихачева).

Газета «Русские ведомости» сообщала, что 20 июля состоялись торжественный молебен и закладка первого в России автомобильного завода в рамках правительственной программы создания в России автомобильной промышленности. Постройкой ЗиЛа занялся торговый дом «Кузнецов, Рябушинские и К». Договор с правительством на постройку завода предусматривал следующие условия: «27 февраля 1916 года Главное Военно-техническое управление (ГВТУ) и «Торговый дом Кузнецов, Рябушинские и К» заключили договор на поставку 1500 машин. Полный заказ составляет общую сумму в 27 000 000 рублей. Завод поставщика должен быть пущен не позднее 7 октября 1916 года. К 7 марта 1917 года должно быть изготовлено не менее 10 процентов всей поставки (то есть 150 автомашин)».

Из-за революций 1917 года, инфляции, высоких процентных ставок по кредитам строительство в срок завершено не было. Тогда руководство завода приняло решение закупить в Италии комплекты деталей и начать «отвёрточную» сборку машин в Москве. В результате в течение всего 1917 года было собрано лишь 432 автомобиля. Вскоре недостроенный завод превратился в крупные ремонтные мастерские.

15 августа 1918 года всё имущество завода «АМО» было признано собственностью государства, и в октябре 1918 года предприятие занялось капитальным ремонтом грузовиков.

С 1920 года «АМО» участвовал в советской танковой программе и изготавливал двигатели для танка «Русский Рено».

АВТОМОБИЛИ «АМО-Ф-15» (1926 Г.)

СКЛАД ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ (1959 Г.)

АВТОМОБИЛЬ «ЗИЛ» ВО ВРЕМЕНА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1944 Г.)

В 1922 - 1923 годах Совет Труда и Обороны выделил средства на производство на заводе «АМО» грузовых автомобилей. Первый полуторатонный грузовик АМО-Ф-15 был собран 1 ноября 1924 года, а 7 ноября колонна из десяти таких автомобилей принимала участие в параде на Красной площади, и с марта 1925 года началось их серийное производство.

В 1927 году директором был назначен И.А. Лихачёв. Производство постепенно возрастало, и к 1931 году были собраны почти семь тысяч автомобилей. Однако стоимость машины, содержавшей большое количество деталей из цветных металлов, по мнению советских чиновников, была слишком высокой. Примерно в десять раз дороже иностранных машин с учетом их доставки в СССР. Поэтому было принято решение о полной реконструкции завода и начале производства совершенно новой модели грузового автомобиля.



ГЛАВНАЯ ВНУТРИЗАВОДСКАЯ МАГИСТРАЛЬ (1977 Г.)


ГЛАВНАЯ ВНУТРИЗАВОДСКАЯ МАГИСТРАЛЬ (2013 Г.)

В начале 1930-х начинается масштабная реконструкция, в ходе которой территория завода расширяется до нынешних размеров. Вот что пишет в журнале «Строительство Москвы» главный архитектор завода имени Сталина Е.М. Попов: «Территория, отведенная под промышленное строительство завода, 2,5 на 2 километра, только на четвертую часть занята реконструируемыми цехами, остальные три четверти территории сплошь заняты строительством новых цехов, образующих новые заводские площади, улицы и магистрали.

Участок строительства делится на три четко выраженных сектора, границы примыкания друг к другу совпадают с направлениями будущих магистралей, а именно: административно-бытовой сектор в северной стороне заводского участка, район подсобного и складского хозяйства в юго-восточной полосе промплощадки, район расположения основных производственных цехов, занимающих среднюю и заднюю части участка.

Новые магистрали Москвы, парковое кольцо и магистраль набережной, сливаясь в единую мощную магистраль, ведут к главному входу на автозавод, в районе культсектора, проектиромому в виде предзаводской площадки.

В состав административного и культурно-бытового сектора входят здания заводоуправления, общественных организаций, амбулатории, детских яслей и главной проходной конторы. Здесь же отводится место для стоянки машин, принадлежащих рабочим завода. Узкая полоса участка строительства зданий культсектора южной стороной примыкает непосредственно к фронтовой линии застройки производственных цехов, а с северной - выходит на набережную Москвы-реки.

ГЛАВНАЯ ПРОХОДНАЯ АМО «ЗИЛ»

ГЛАВНЫЙ КОНВЕЙЕР

НЕИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ЦЕХА

Площадь главного входа образована с восточной стороны величественным высоким зданием заводоуправления.

Здания культсектора располагаются как бы по течению реки, композиционно дополняя друг друга и нарастая к месту главного входа.

Средняя часть промплощадки занята в основном сооружениями производственных цехов, расположенных по четкой схеме поточности производственного процесса. Планировка производственных цехов предусматривает расположение бытовых помещений с выходом на главную магистраль.

Главную магистраль заканчивает южная площадь, решающая вход в район подсобных цехов и складского хозяйства. Здесь располагаются деревообрабатывающие цеха, склады готовой продукции, ТЭЦ».

СТРОИТЕЛЬСТВО КУЗНЕЧНОГО ЦЕХА (1929 Г.)

МИТИНГ В ЧЕСТЬ ПРИЕЗДА БРОЗ ТИТО (1956 Г.)

СОРТИРОВКА СВЕЖЕВЫПУЩЕННЫХ «ЗИЛ-130» И «ЗИЛ-131»

После модернизации завод начинает массовое производство грузовиков ЗИС-5. В сутки рабочие собирали по 60 автомобилей. На базе него в будущем были созданы 25 моделей и модификаций, из которых 19 выпускались серийно.

В 1953 году согласно cоветско-китайскому договору о дружбе и взаимопомощи по документации советского завода имени Сталина в Китае был построен Автомобильный завод № 1, позже ставший Первой Автомобилестроительной Компанией (First Automotive Works - FAW), которая по сей день является лидером автоиндустрии Китая. Стажировку и обучение китайские инженеры проходили в СССР, на заводе ЗиС, примечательно, что в их числе был и будущий руководитель КНР Цзян Цзэминь.

ПЕРВЫЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ЛИМУЗИН «ЗИС-101» (1937 Г.)

ГРУЗОВИК «ЗИС-15» (1940 Г.)

АВТОБУС «ЗИЛ-158» (1957 Г.)

После распада СССР предприятие стало быстро деградировать: производственные мощности разрушались, объемы выпуска продукции многократно снизились.

В 2008 году АМО ЗиЛ планировало организовать совместное предприятие с китайской компанией Sinotruk по производству тяжелых дизельных грузовиков марки HOWO. Однако из-за случившегося в нашей стране кризиса проект реализован не был.

За 2009 год АМО ЗиЛ произвел 2253 грузовых автомобиля и четыре автобуса (что почти на 50% меньше, чем годом ранее). В 2010 году компания произвела еще меньше - 1258 грузовых автомобилей и пять автобусов.

Сегодня предприятие находится в глубоком кризисе, накопились многомиллиардные долги. Значительная часть производственных площадей не используется, бывшие цеха и сооружения разрушены и напоминают картины американского города Детройт.

Когда-то Детройт являлся автомобильным центром США. Но в 1973 году разразился нефтяной кризис, который привел к банкротству многих американских автомобилестроителей. Заводы один за другим начали закрываться, люди теряли работу и уезжали в другие города и штаты. Население Детройта в его административных границах сократилось в 2,5 раза: с 1,8 миллиона в начале 1950-х до 700 тысяч к 2012 году.

В результате оттока населения целые районы города оказались оставлены людьми. Небоскребы, заводы, жилые кварталы стоят заброшенные и разрушаются от времени и вандализма.

Чтобы не повторять судьбу американских городов-призраков, власти Москвы приняли решение о реновации депрессивных территорий в городе. В конце 2012 года правительством Москвы было принято решение о сохранении производства на южной площадке завода «ЗиЛ» площадью 50 га, на остальной территории планируется разместить качественно новый район мегаполиса с парками, жильем, рабочими местами, объектами социальной и транспортной инфраструктуры. Вскоре здесь появится множество парковых зон с высокими деревьями, которые отчасти будут напоминать Тюфелеву рощу.

ЗиЛ сегодня

Пишет Леонид Варламов ака mmet : Московский автомобильный завод им. И. А. Лихачёва (ЗИЛ), с 1971 головное предприятие крупного производственного объединения автомобильной промышленности СССР, в состав которого входят ещё 9 специализированных заводов, расположенных в Москве и др. городах страны. Выпускает грузовые автомобили (ЗИЛ-130, ЗИЛ-131) и легковые автомобили высшего класса (ЗИЛ-114, ЗИЛ-117), бытовые электрохолодильники, двигатели, запчасти к автомобилям, специальное и нестандартное оборудование, а также все виды оснастки для собственных нужд. Завод основан в 1916 «Товариществом на паях автомобильного московского завода «АМО»».

Смотрите также другие репортажи Леонида: , ,

Спонсор поста: Билеты в театр Cатирикон : Приобрести билеты в театр Сатирикон сегодня не представляет особой проблемы. Для этого Вам достаточно ознакомиться на нашем сайте с представленной схемой зала, определиться с интересующими местами и оформить заказ билетов в театр Сатирикон.

С 1956 завод носит имя И. А. Лихачёва, который был его директором в течение 25 лет. Большие работы по техническому перевооружению осуществлены в 60-х гг., что связано с организацией производства грузовых автомобилей ЗИЛ-130, массовый выпуск которых начат в декабре 1964. На заводе работают сотни автоматических линий, что позволило полностью автоматизировать обработку тяжёлых корпусных деталей. Все основные агрегаты автомобилей собираются на конвейерах.
Повышение технического уровня производства и непрерывная работа по совершенствованию конструкции автомобилей и холодильников позволили значительно улучшить качество и увеличить выпуск продукции. В 1973 производство грузовых автомобилей выросло по сравнению с 1965 на 75,2%, запасных частей к автомобилям — более чем в 2 раза. На заводе развито социалистическое соревнование. На 1 сентября 1973 29 цехам и отделам присвоено звание коллектива и 33 тыс. чел. — звание ударника коммунистического труда. Награждён 3 орденами Ленина (1942, 1949, 1971) и орденом Трудового Красного Знамени (1944).

© Большая советская энциклопедия

1. Пройти на территорию завода сейчас очень просто. Нужно подождать, пока охрана отвернется и пройти

2. Современная территория завода им. Лихачева сравнима с площадью ВВЦ и составляет 275 га. Эти гектары в центре Москвы не дают покоя многим светлым умам

3. Согласно заявлениям мэра Москвы Сергея Собянина, "в нынешнем состоянии квадратный метр площади территории завода стоит 1 тыс. долларов, потенциал его роста – как минимум в два раза"

6. Территория ЗИЛа разделена малым кольцом Московской железной дороги на две части. Одна старая, а вторая появилась позже и там размещались цеха по сбору легковых автомобилей, холодильников и прочей передовой продукции. Попасть с одной части на другую можно под тремя жд-мостами, одной надземной галереей, но лучше всего подземным тоннелем. Правый тоннель пешеходный, левый - судоходный

8. Старые кузнечные цеха забросили первыми. Со стороны железной дороги они элегантно прикрыты сеточкой

9. Внутри все давно уже выметено под ноль

10. Шутка, не все еще. Например, цела стойка с роскошными импортными конденсаторами

11. Прочая электрика

14. Расхитителям материальных ценностей весоизмерительный пост не нужен, весовщик уволен

15. Весы пока остались

16. ЗИЛ неоднократно был пионером применения в отечественном автомобилестроении многих конструктивных новинок. Среди них гидравлический привод тормозов (1931 г.), 12-вольтовая система оборудования (1934 г.), восьмицилиндровый двигатель и радиоприемник (1936 г.), гипоидная главная передача и стеклоподъёмники с сервоприводом (1946 г.), четырёхкамерный карбюратор и кондиционер (1959 г.), четырёхфарная система освещения (1962 г.), дисковые тормоза (1967 г.).

18. В 1975-1989 гг. завод ежегодно собирал по 195-210 тыс. грузовиков. В 1990-х объём производства катастрофически упал до 7,2 тыс. грузовиков (1996), после 2000 года возрос до 22 тыс., затем снова стал снижаться.

19. В 2009 году произведено 2,24 тыс. автомобилей. С 1924 по 2009 завод произвёл 7 млн 870 тыс. 089 грузовых автомобилей, 39 тыс. 536 автобусов (в 1927-1961 гг., 1963-1994 гг. и с 1997 года) и 12 тыс. 148 легковых автомобилей (в 1936-2000 гг.; из них 72% - ЗИС-101). Кроме того, в 1951-2000 гг. было изготовлено 5,5 млн бытовых холодильников и в 1951-1959 гг. - 3,24 млн велосипедов. На экспорт в 51 страну мира поставлено свыше 630 тыс. автомобилей.

22. Прихода капитализма не выдержала и обувная мастерская

24. Основная столовая прекрасно работает и выдаёт борщ с колбасой. А в этой уже ничего не купишь, хотя плакаты на стене уведомляют, что продукция облагается налогом с продаж 4%

28. Благо материалы для постройки под рукой

30. Молельная комната

31. Органный зал

32. Зал приема торжественных делегаций