Становление и развитие таможенной службы россии. Основные исторические этапы развития таможенных органов россии

Введение

Глава 1. Миссия таможенных органов РФ как фактор повышения эффективности её деятельности

1.1 Миссия и цели таможенных органов Российской Федерации

1.2 Новые стандарты таможенного законодательства как способ формирования бизнес-миссии таможенных органов РФ

Глава 2. Становление и развитие таможенной службы Российской Федерации с 1991 года по настоящее время

2.1 Развитие таможенной службы с 1991 года по 2000 год

2.2 Развитие таможенной службы с 2000 года по настоящее время

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Становление и развитие таможенной службы России неразрывно связано с историей российской государственности. Во все века лучшие люди страны стояли на переднем рубеже защиты экономических интересов государства.

Нельзя забывать, что торговли без налогов не существует, и именно на таможенные налоги, пошлины и сборы финансировались многие мероприятия правительства во благо российских людей и в пользу страны. Таможенные сборы шли на развитие экономики, оборону, здравоохранение, образование, на финансирование государственных реформ. Не секрет, что многие выдающиеся архитектурные сооружения возводились на средства, собранные таможнями. Борьба с контрабандой осуществлялась таможенными органами во все периоды российской истории. Она касалась не только вывоза и ввоза запрещенных товаров. Именно таможенники в Московском государстве не допускали провоза запрещенных церковных предметов, еретических книг, игральных карт, тем самым противодействуя духовному растлению российского населения.

Находясь на страже государственных интересов, таможенники XY-XYII вв. задерживали у заезжих иностранцев секретные карты российских земель и крепостей. Все высшие руководители Российского государства, включая царей и императоров, не могли избегнуть таможенного досмотра, так как по законам Российской империи никто не мог быть освобожден от него. Неслучайно цвет таможенного флага России символизирует честь, достоинство, надежность и справедливость лиц, принадлежащих к таможенному ведомству.

Таможенная служба, сохраняя свои лучшие традиции, выработанные веками, с 1991 года-времени создания Государственного таможенного комитета Российской Федерации, вступила в новый период развития. В связи с чем, представляется важным каждое исследование по теме, обогащающее тысячелетнюю историю таможенной службы новыми реалиями.

Целью курсовой работы является рассмотрение этапов становления и развития таможенной службы России с 19912 года по настоящее время.

Задачи курсовой работы:

Отразить необходимость существования таможенных органов, их цели и задачи;

Проанализировать этапы становления таможенной службы с 1991 года по настоящее время.

Объектом исследования в курсовой работе является таможенная служба РФ. Предметом исследования служат этапы развития таможенной службы с 1991 года по настоящее время.

Для написания курсовой работы были использованы современные учебно-методические материалы, статьи периодических изданий и информационные ресурсы Интернет.


Глава 1. Миссия таможенных органов РФ как фактор повышения эффективности её деятельности

1.1 Миссия и цели таможенных органов Российской Федерации

На основе теоретических принципов деятельности таможни в России, мы можем сформулировать её видение, миссию стратегические цели развития.

Видение таможни можно сформулировать следующим образом:

Таможня – современная, профессиональная и хорошо обеспеченная служба, которая осуществляет эффективную защиту общества и среды и обеспечивает соблюдение таможенных правил на внешней границе и территории страны, сбалансировав её со стимуляцией внешней легальной торговли.

Бизнес-миссия таможни :

1. В своей деятельности таможня реагирует на международную ситуацию в области безопасности и защищает общество и среду от внешних угроз;

2. Одновременно таможня, при равном отношении ко всем клиентам, обеспечивает точное применение таможенных правил, тем самым. Облегчая международную торговлю, сохраняя таможенный контроль и формальности на таком уровне, который необходим для осуществления эффективного контроля;

3. Таможенная служба осуществляет свою работу, защищая внешнюю границу Российской Федерации и сотрудничая с другими национальными и международными инстанциями.

Стратегические цели таможни :

1. Защищенное общество, экономика и среда, благодаря предотвращению и раскрытию нарушений и преступлений;

2. Улучшенная международная таможенная среда, точно подсчитанные и собранные таможенные платежи;

3. Эффективная деятельность таможенной службы:

3.1. в работе таможни используются эффективные, современные методы работы, снаряжение и новейшие методы работы;

3.2. структура таможенной службы организована функционально и эффективно;

3.3. в таможне довольные, мотивированные и лояльные работники, а также надежная, современная и стимулирующая карьерный рост рабочая среда.

Специфика таможни такова, что она ограничивает человека определенными рамками действующего закона, поэтому любить ее вряд ли кто-то будет. Но таможенные органы России стремятся к тому, чтобы люди осознавали такую важную миссию таможни, как защита экономических интересов страны, которая включает в себя широчайший спектр задач. Среди них и борьба с контрабандой культурных и исторических ценностей, и защита рядового потребителя от фальсифицированной продукции и т. д.

1.2 Новые стандарты таможенного законодательства как способ формирования бизнес-миссии таможенных органов РФ

Экономические преобразования, происходящие во всем мире, процессы глобализации, интеграции, активизации мирохозяйственных связей не оставляют шансов странам СНГ (в том числе Российской Федерации и Узбекистану) искать и устанавливать свои собственные, национальные правила таможенного регулирования. Их унификация с общепринятыми международными нормами и принципами становится неизбежной.

Четко обозначившаяся тенденция унификации и гармонизации национального таможенного законодательства приводит к существенным изменениям концепции таможенного регулирования в целом.

1. Таможенное законодательство все более приобретает наднациональный характер. За последние десятилетия таможенное (как, например, и валютное) законодательство большинства стран становится «интернационализированным».

Практика таможенного регулирования во многих зарубежных странах демонстрирует последовательный отход от «суверенного законотворчества» таможенным вопросам. Национальное таможенное законодательство следует за формирующимися тенденциями и принципами международного таможенного права. Большинство стран мира давно осознали, что развитие взаимной торговли благо для всех, а единые стандарты таможенного регулирования международной торговли - это необходимость.

Таможенные кодексы большинства зарубежных стран построены на общей правовой основе - положениях Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотской конвенции 1973 года), рамочных стандартов Всемирной таможенной организации (ранее эта организация называлась Советом таможенного сотрудничества), ряда многосторонних международных договоров. Как следствие, таможенное дело в этих странах имеет похожую организационно-правовую базу, хотя и имеет свои особенности, обусловленные определенными (но не по принципиальным вопросам) различиями национальных законодательств.

ГАТТ/ВТО, ЮНКТАД, Всемирная таможенная организация и другие авторитетные международные организации формируют единые международные стандарты и нормы, которые суверенные государства не могут не учитывать при формировании национальных законодательств в сфере внешнеторгового и таможенного регулирования, даже не буду членами вышеназванных организаций. В подобной ситуации универсальные нормы международного таможенного права применяются при регулировании таможенных отношений в качестве общепризнанных принципов и обычаев международного права, приобретая при этом приоритет над национальным законодательством.

2. Формируется новая философия таможенного регулирования. Отошла в прошлое «концепция чемоданного права» - таможенного права, ориентированного преимущественно на осуществление таможенного контроля за багажом пассажиров. Таможенное регулирование, нацеленное на осуществление исключительно полицейских функций, уступает место фискальной модели таможенного регулирования. Сегодня можно с полной уверенностью говорить о появлении принципиально нового подхода к таможенному регулированию, учитывающему предпринимательские интересы участников внешнеэкономической деятельности. В современной идеологии таможенного регулирования все отчетливее преобладают методы экономического характера. Таможенное законодательство все в большей степени интегрируется с экономическим правом. Результатом такого симбиоза становится, например, появление новых экономических таможенных режимов – переработка на таможенной территории, переработка вне таможенной территории, переработка для внутреннего потребления, таможенный склад, временный ввоз .

Развитие таможенного законодательства теперь основано не только на фискальных мотивах, но и на осознании того, что оно может быть эффективно использовано как инструмент поддержки и развития предпринимательства. «Экономическое таможенное право» призвано содействовать в конечном счете активизации экономической деятельности в стране, созданию новых рабочих мест, формированию новых источников бюджетных доходов. Образование свободных таможенных зон в свое время стали основой экономического возрождения целых регионов и даже появления новых государств.

3. Практически во всех странах взят курс на кодификацию таможенного законодательства. В основании системы источников таможенного права находится систематизированный акт таможенного законодательства – Таможенный кодекс.

Таможенный кодекс как основной источник таможенного права призван урегулировать таможенные отношения, т.е. отношения, возникающие в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу. Урегулировать таможенные отношения – значит определить права, обязанности и ответственность участников таможенных правоотношений.

При этом задача законодателя состоит в том, чтобы определить в таможенном кодексе правовой статус обеих сторон таможенных правоотношений – таможенных органов и их должностных лиц, с одной стороны, и участников внешнеторговой деятельности, выступающих в качестве декларантов, таможенных брокеров и т.п., с другой стороны.

Существование в национальной правовой системе специального закона о таможенных органах и таможенной службе не может служить основанием для невключения в текст таможенного кодекса статьи (статей), закрепляющей (закрепляющих) объем прав и обязанностей, а также ответственности таможенных органов .

Нормы таможенного кодекса, устанавливающие правовой статус таможенных органов, должны прежде всего касаться их функций в связи с таможенным оформлением, осуществлением таможенного контроля и взиманием таможенных платежей.

Включение в таможенный кодекс норм, определяющих права, обязанности и ответственность таможенных органов, является важной юридической гарантией эффективной защиты прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности.

4. Современное таможенное регулирование развивается в условиях таможенной интеграции – появления и развития зон свободной торговли, таможенных союзов.

Таможенный кодекс определяет пространственные пределы действия таможенного законодательства через категории «таможенная территория» и «таможенная граница». По общепринятому определению, таможенная территория – это пространство, на котором в полном объеме действует таможенное законодательство данной страны. При этом таможенная граница образует периметр национальной таможенной территории. Она показывает, где заканчивается действие «таможенного» суверенитета данного государства и начинается действие таможенного законодательства иностранного государства. Если законодательством данного государства предусматривается учреждение на территории страны свободных таможенных зон и свободных складов, то занимаемые ими территории, в соответствии с общепринятыми нормами международного таможенного права, выводятся из состава таможенной территории данного государства, а их периметры (границы) становятся таможенной границей.

Особое значение в последнее время приобретает проблема таможенного регулирования в рамках таможенных союзов. В последнее время появляются экономико-политические образования, определяющие себя как таможенный союз, но при этом сохраняющие собственное таможенное законодательство и собственные таможенные тарифы. В этой связи важно ответить, что в общепринятом понимании таможенный союз – это интеграционная группировка, участники которой добровольно отказываются от национального таможенного суверенитета в пользу «союзного органа», формирующую единую для всех стран-участниц таможенную политику. Страны, участвующие в таможенном союзе, полностью устраняют таможенные барьеры во внутренней торговле и осуществляют единое, согласованное на союзном уровне таможенно-тарифное и нетарифное регулирование в торговле с «третьими» странами (т.е. странами-нечленами таможенного союза). Таким образом, индикатором таможенного союза является наличие общего для всех стран-участниц таможенного кодекса, принятого союзными органами, и единого союзного таможенного тарифа. Если интеграционная группировка не отвечает данным требованиям, она не является таможенным союзом в общепринятом понимании.

5. Еще одной важной чертой, отличающей современное таможенное законодательство, является комплексный подход к регулированию таможенных отношений. Таможенное право становится комплексной отраслью законодательства, иными словами - отраслью, регулирующей различные аспекты (сферы) общественных отношений, прямо или опосредованно связанных с предметом правового регулирования – перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу. Современный таможенный кодекс включает не только разделы о таможенном оформлении, таможенном контроле, таможенных платежах, но и о тех направлениях деятельности таможенных органов, которые характеризуют их как правоохранительные органы, как-то: оперативно-розыскная деятельность, дознание, порядок применения физической силы и оружия. Комплексный характер таможенно-правового регулирования предполагает определение статуса таможенных органов как участников механизма валютного контроля и т.д.

Во всех упомянутых ситуациях важно, чтобы, во-первых, нормы таможенного кодекса не противоречили соответствующим нормам «профильных законов» (в нашем случае – об оперативно-розыскной деятельности, об оружии, уголовно-процессуальному кодексу, в части проведения дознания, о валютном регулировании и валютном контроле и т.д.), а во-вторых, не содержали предписаний, регулирующих правоохранительную и иные «сопутствующие» функции таможенных органов, которые до этого отсутствовали в «профильных» законодательных актах. Это не означает, что законодатель не может, принимая таможенный кодекс, устранить правовой вакуум, восполнить пробел в смежных отраслях законодательства. В таком случае законодатель должен одновременно внести соответствующую правку и в «профильное» законодательство. При этом норма таможенного кодекса не должна вступить в силу раньше, чем соответствующая норма «профильного» законодательства. Например, если в таможенный кодекс включается норма, регулирующая ту или иную сторону оперативно-розыскной деятельности таможенных органов и отсутствующая в законодательстве об оперативно-розыскной деятельности, она должна вступать в силу только после того, как соответствующее предписание появится в профильном законе.

Особенно важно обеспечить сопряженность таможенного законодательства и законодательства о внешнеторговом регулировании (иначе называемого – о государственном регулировании внешнеторговой деятельности). При отсутствии взаимоувязки этих двух отраслей законодательства практически блокируется реализация мер нетарифного регулирования (лицензирования, квотирования и т.д.) и снижается эффективность применения законодательства о таможенных режимах.

6. Таможенное законодательство все быстрее приобретает черты налогового законодательства. Значение этой тенденции обусловлено особой фискальной миссией таможенного регулирования во многих странах СНГ. В Российской Федерации в настоящее время каждый третий рубль, поступающий в доходную часть федерального бюджета, имеет природу таможенных платежей.

Глава 2. Становление и развитие таможенной службы Российской Федерации с 1991 года по настоящее время

2.1 Развитие таможенной службы с 1991 года по 2000 год

Становление таможенной службы Российской Федерации - неотъемлемая составная часть формирования атрибутов российского государства и обеспечения его суверенитета. Правовой основой и организующим началом этого процесса стал Указ Президента РСФСР Б.Н. Ельцина «О Государственном таможенном комитете РСФСР». Эта дата отмечается как начало создания современной российской таможенной службы. Государственный таможенный комитет (ГТК) был создан как центральный таможенный орган России. На него возлагалась ответственность за реализацию таможенной политики республики, обеспечение соблюдения законодательства о таможенном деле, эффективное функционирование таможенных органов.

ГТК России расположился в здании на Комсомольской площади. Создание ГТК определило начало трудного этапа возрождения и становления российской таможенной службы (1991 - 1993 гг.). От бывшего союзного государства Россия унаследовала крайне усеченную и ослабленную сеть таможенных органов. На ее территории осталось лишь 20 процентов действующих таможен. Общая штатная численность таможенных работников в январе 1992 г. не превышала восьми тысяч человек. Кроме того, протяженность границ, подлежащих таможенному контролю, но не оформленных в соответствии с международными правовыми нормами и технически не оборудованными, увеличилась на 13,5 тыс. км. В таких условиях возрождение системы таможенных органов России при шлось начинать прежде всего с разработки новой концепции их роли и функций в государстве, системы регулирования внешнеэкономической деятельности. Потребности становления рыночной экономики в стране и процессы либерализации внешнеэкономической деятельности диктовали задачи превращения таможенной службы в реально действующий инструмент таможенного регулирования, защиты экономических интересов и безопасности государства, исполнения доходной части федерального бюджета, освоения мировых стандартов таможенного дела. Для реализации этих задач требовалось обеспечить рациональное размещение таможен и их структурных подразделений в местах наибольшей концентрации товаров и транспортных средств, подлежащих таможенному оформлению и контролю. Новые идеи и подходы получили свое воплощение в программе развития таможенной службы на 1992 - 1995 гг., разработанной ГТК. Она определила приоритетное развертывание сети таможенных органов внутри страны, в крупных индустриальных центрах, а также пограничных таможенных постов и пунктов пропуска на новых участках границы. Предусматривались обеспечение таможенных органов и учреждений вычислительной техникой, программными продуктами, техническими средствами таможенного контроля и связи, а также другие меры улучшения организации и технологии осуществления таможенного дела.

Намеченная программа в основном была выполнена. Об этом свидетельствовали как динамичный рост сети таможенных органов, так и глубокие качественные изменения ее состава.

Особенно результативными в этом плане были 1992 - 1993 гг.

Более чем в два раза увеличилось количество пограничных таможен. Это означает, что на большей части границы таможни и пункты пропуска были созданы заново. На одну треть выросло число внутренних таможен. Значительно разветвленнее стала структура таможен за счет пятикратного увеличения количества таможенных постов. Быстрыми темпами росло число региональных таможенных управлений. За два года было создано восемь новых таких управлений. Территориально они создавались в соответствии со сложившимся делением страны на экономические регионы. В последующие годы новым звеном стали специализированные таможенные органы (оперативные таможни, акцизные посты и таможни и др.) . В результате за короткий срок была создана разветвленная сеть таможенных органов и учреждений России, обеспечивающих осуществление таможенного дела на новых границах и на всей территории России. За три года существования российской таможенной службы в доход государства было перечислено более 18,5 трлн. руб. (неденоминированных).

Становление и обеспечение дееспособности системы таможенных органов непосредственно связаны с принятием в 1993 г. Закона российской Федерации «О таможенном тарифе» и Таможенного кодекса Российской Федерации. Была создана российская правовая база осуществления таможенной политики и таможенного дела в новых условиях. Эти законодательные акты закрепили приоритет фискально-экономических, контрольных, правоохранительных и защитных функций таможенных органов. Они получили статус правоохранительных органов, полномочия на осуществление валютного контроля. В конце года таможенные органы были отнесены к военизированным государственным организациям. С первых шагов своей деятельности таможенная служба России активно включилась в международное сотрудничество по вопросам торгово-тарифной политики и таможенного дела.

В 1991 г. Россия как правопреемница СССР стала членом международного Совета таможенного сотрудничества (СТО) - ныне Всемирной таможенной организации (ВТО). Она была избрана членом Политической комиссии и Финансового комитета этой организации. Приоритетным направлением деятельности российской таможенной службы стало всемерное содействие экономической интеграции государств - участников Содружества независимых государств (СНГ), сотрудничество с их таможенными службами.

ГТК России принял участие в разработке и реализации многосторонних межправительственных и межведомственных соглашений о сотрудничестве и взаимопомощи стран СНГ в таможенных делах. По его предложениям Совет руководителей таможенных служб государств - участников СНГ, созданный в декабре 1993 г., принял ряд важных совместных документов по вопросам таможенного законодательства и унификации таможенных процедур. Таможенный кодекс содержал положения об атрибутах и символах таможенной службы, утверждаемых на государственном уровне.

8 июня 1993 года - приказом ГТК России был учрежден нагрудный знак «Отличник таможенной службы Российской Федерации». Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 1993 года ГТК России было разрешено учредить нагрудный знак «Почетный таможенник России».

Важной вехой в развитии правовых основ таможенной деятельности стал Федеральный Закон «О службе в таможенных органах Российской Федерации», вступивший в действие 1 сентября 1997 г. Закон определил новые условия прохождения службы на контрактной основе, повысил ответственность и престиж человека в таможенной форме, утвердил Кодекс чести таможенника РФ и ритуал принятия Присяги сотрудника таможенного органа РФ. Было завершено формирование кадрового корпуса таможенной службы. На 1 января 2000 г. его численность составила 56 613 человек. 1999 год для таможенной службы отмечен реализацией значительных организационных и управленческих решений. Осуществлена кардинальная реорганизация структуры ГТК России. Его разросшиеся структурные подразделения были объединены в семь блоков: организационный, оперативный, экономический, правоохранительный, правовой, кадровый, тыловой. Основу их составили новые звенья в структуре ГТК - Главные управления, в которые перенесен центр тяжести организационно-управленческой работы. Эти меры позволили повысить статус структурных подразделений ГТК, непосредственно влияющих на собираемость таможенных платежей, повышение эффективности таможенного контроля и усиление борьбы с экономическими преступлениями. Была укреплена вся вертикаль управления. Повысилась роль ГТК России в совершенствовании и реализации таможенной политики. ГТК высказался за то, чтобы наряду с ужесточением таможенного контроля снизить до разумного предела ставки таможенных пошлин по некоторым товарным позициям и внес предложения, направленные на их оптимизацию, ликвидацию льгот на ввоз автотранспортных средств физическими лицами. В частности, было признано целесообразным предоставлять отечественным предпринимателям отсрочки по уплате таможенных платежей за ввоз технологического оборудования, которое находилось на таможенных складах. Это предложение было принято Правительством России и сыграло важную роль в поддержке отечественного производителя. ГТК совместно с Минторгом России выступил с инициативой создания десятизначной товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Российской Федерации. Принятое по этому вопросу решение Правительства России в начале 2000 года предусматривало также реконструкцию импортного таможенного тарифа. Вся эта работа была направлена на реализацию приоритетной функции таможенных органов - формирование доходной части федерального бюджета. К 2000 г. удалось обеспечить стабильность и равномерность в этой работе таможенных органов .

В 2000 г. внешнеторговый оборот России по сравнению с 1999 г. увеличился на 32 процента и составил почти 137 млрд. долларов США. Экспорт вырос на 42 процента (до 103 млрд. долларов США). Таможенные органы собрали и перечислили в бюджет почти 359 млрд. руб. Если в 1999 г. каждый таможенник в среднем обеспечивал перечисление в бюджет 3,3 млн. руб., то в 2000 г. - 6,5 млн. руб. Основные усилия таможенных органов были сосредоточены на том, чтобы выявить и перекрыть существовавшие каналы ухода от уплаты таможенных платежей или уплаты их не в полном объеме. В конце 2000 г. был осуществлен перевод счетов таможенных органов на обслуживание в органы федерального казначейства. ГТК России начал внедрять новые технологии расчетов по таможенным платежам наличными денежными средствами, а также с применением микропроцессорных пластиковых таможенных карт.

В 1999 г. была разработана «Стратегия и основные направления деятельности ГТК России на 1999 - 2000 гг. по развитию и укреплению сотрудничества с зарубежными таможенными службами и международными организациями. Особенность этой программы в том, что она нацелена на активное развитие международного таможенного сотрудничества на региональном уровне. В целях повышения эффективности борьбы с незаконным оборотом наркотиков в сентябре 1999 г. был создан Северо-Западный кинологический центр. На него были возложены функции по организации и обеспечению кинологической деятельности таможенных органов, применению служебных собак для поиска наркотических средств, психотропных веществ, оружия, боеприпасов, взрывных устройств и взрывчатых веществ. Сделан заметный шаг в сторону либерализации таможенно-тарифной политики России. В качестве приоритетной задачи рассматривается вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО).

2.2 Развитие таможенной службы с 2000 года по настоящее время

Осуществляя таможенную реформу, ГТК России разработал и утвердил Целевую программу развития таможенной службы Российской Федерации на 2001 - 2003 годы. Основное звено реализации этой программы -компьютеризация и автоматизация таможенных технологий, оснащение таможенных органов современными средствами передачи данных, информационного взаимодействия со смежными службами. В связи с этим ГТК сосредоточил усилия Главного научно-информационного вычислительного центра на создании комплексного проекта развития второй очереди Единой автоматизированной информационной системы ЕАИС) таможенных органов. Она предусматривает сквозную комплексную автоматизацию всей таможенной деятельности и обеспечивает централизованное управление процессом таможенного оформления и контроля, принятие управленческих решений и оперативное доведение их до исполнителей по всей вертикали «сверху вниз». Такая система позволяет внедрить технологии сквозного контроля и управления «рисками», эффективно использовать современные информационные технологии, материальные и людские ресурсы. Она включает применение WEB-технологий - новейших информационных технологий мирового уровня. Приказом ГТК России от 8 июня 2000 года был утвержден «План мероприятий по организации внедрения в опытную эксплуатацию системы комплексной автоматизации таможенной деятельности «АИСТ-РТ21» в регионе деятельности Московского таможенного управления». ГТК России и территориальные таможенные органы заметно активизировали свою информационную деятельность. Этому способствовало создание пресс-службы ГТК России, а также предприятия «Ростаможинформ». Они обеспечивают выпуск официальных изданий ГТК России («Таможенный тариф Российской Федерации», газета «Таможня», бюллетени «Таможенные ведомости», «Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации»).

В настоящее время система «АИСТ-РТ21» успешно эксплуатируется в ряде таможенных органов ЦТУ. Базой внедрения таких технологий должны стали Центры таможенного оформления, в которые трансформировались таможенные посты, осуществляющие фактический контроль в местах таможенного оформления, доставки и хранения товаров. Неотъемлемой составной частью совершенствования таможенного администрирования является структурная реорганизация всей таможенной системы .

Административная реформа, осуществленная в соответствии с Указом Президента России от 13.05.2000 г. повлекла за собой изменения и в системе таможенных органов. Вызвано это, прежде всего учреждением института полномочных представителей Президента Российской Федерации и созданием в стране семи федеральных округов. В связи с этим 13 региональных таможенных управлений были реорганизованы в 7 управлений, действующих на территориях федеральных округов. Количество таможен сократилось до 143 (было 161), но количество таможенных постов увеличилось до 571 (вместо 507). Сформировалось новое территориально-структурное размещение таможенных органов России. 2000 год стал для таможенной службы России рубежным. Она включилась в осуществление кардинальной реформы таможенной системы государства. Ее необходимость была обоснована в Послании Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию 8 июля 2000 г. Во главу угла были поставлены задачи оптимизации таможенного тарифа и коренного изменения системы таможенного администрирования.

Широкая информация и открытость таможенной службы для участников внешнеэкономической деятельности, всего общества - необходимые условие и средство обеспечения прозрачности и предсказуемости ее работы, формирования в общественном мнении положительных образов российской таможни и таможенника. Эти составляющие характеризуют стратегический курс таможенных органов России на сотрудничество и утверждение партнерских отношений с участниками внешнеэкономической деятельности. В этих целях по инициативе ГТК России создан Консультативный совет по таможенной политике. В него вошли руководители таможенных органов, объединений предпринимателей и бизнесменов. Аналогичные советы действуют при региональных (ныне территориальных) таможенных управлениях, таможнях. ГТК России заключил договор о сотрудничестве с Российской ассоциацией брокеров. Подобные формы сотрудничества содействуют выработке согласованных подходов к решению проблем упрощения и унификации процедур таможенного оформления и контроля, совершенствования тарифно-пошлинной политики, нормативно-правовой базы. Развивается инфраструктура, обеспечивающая оказание услуг в таможенной сфере. Последовательная реализация принятого курса направлена на преобразование российской таможни в новое качество - «таможню для клиента», которая по стандартам Всемирной таможенной организации представляет высший класс таможни - таможню нового века. 2000 год был ознаменован тем, что Совет Всемирной таможенной организации принял решение об использовании русского языка в качестве рабочего в работе Комитета по гармонизированной системе. Таможенная служба развернула активную работу по присоединению Российской Федерации к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотской конвенции), которая определила основные черты и принципы деятельности таможни XXI века.

Осуществлялось планомерное обеспечение подразделений правоохранительного блока таможенной службы специальным обмундированием, снаряжением, вооружением. В таможенные органы было поставлено 107 получили в свое распоряжение морские и речные катера, вертолеты. Повысился уровень воспитательной работы в таможенных органах и учреждениях. Получила развитие социальная сфера таможенной службы. Она включает социальную защиту сотрудников таможенных органов и членов их. семей, пенсионеров таможенной службы, социально-правовую и жилищно-бытовую работу, медицинское обслуживание.

Выбранные ориентиры развития таможенных органов Российской Федерации, основанные на информационных технологиях и в основном совпадающие с принципами деятельности таможенных служб ведущих стран мира, определение четких и понятных правил таможенного оформления, базирующихся на международных конвенциях и рекомендациях, позволили за прошедшие годы создать правовую и организационную базу деятельности таможенных органов Российской Федерации.

Тем не менее в настоящее время таможенные органы Российской Федерации еще находятся в стадии активного институционального развития, которое происходит с учетом предстоящего вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию, изменения объемов пассажиро- и товаропотоков, повышения интенсивности внешнеэкономической деятельности регионов страны, роста потребностей транспортных организаций, экспортеров и импортеров.

Планируется, что реализация функций таможенных органов Российской Федерации при таможенном оформлении будет осуществляться в соответствии с нормами международных договоров по таможенным вопросам и на основе международных стандартах качества (по типу серии ISO), являющихся международным эталоном для создания и оценки систем качества, а также на вовлечении участников внешнеторговой деятельности в процесс подготовки проектов законодательных и иных нормативных правовых актов в таможенной сфере, на создание механизма передачи части не основных операций, выполняемых таможенными органами, саморегулируемым организациям.

Для реализации этих подходов планируется в приоритетном порядке использовать возможности таможенных режимов, предварительное информирование и электронное декларирование, систему управления рисками, основанную на многофакторном анализе сведений о внешнеторговой сделке и представляющую собой комплексный механизм воздействия на процессы таможенного контроля посредством минимизации рисков, а также единую межведомственную автоматизированную систему сбора, хранения и обработки информации при осуществлении всех видов государственного контроля в сочетании с контролем на основе методов аудита, а также системного взаимодействия с налоговой службой и другими контролирующими органами. Внедрение электронного обмена информацией с другими контролирующими органами позволит внедрить принципы «одного окна» (однократное предоставление информации о пассажирах и товарах) и «одной остановки» (интегрированный государственный контроль).

Важным направлением является проведение мероприятий, которые позволят включить данные таможенной статистики в единый государственный информационно-статистический ресурс Российской Федерации .

Предполагается создание в структуре таможенных органов Российской Федерации операционного центра для обработки информации и принятия решений, главной задачей которого будет непрерывный мониторинг всей поступающей информации, ее анализ с применением системы управления рисками и выдача оперативных ориентировок таможенным органам Российской Федерации для целевого применения методов выборочного таможенного контроля, обеспечивающих своевременное реагирование на угрозы связанные с нарушением таможенного законодательства Российской Федерации.

В рамках указанных направлений развития таможенных органов Российской Федерации предполагается осуществить разделение работы с документооборотом и с товаропотоком исходя из международной практики в сочетании с предварительным информированием и электронным декларированием, которые должны обеспечить ускорение таможенных процедур, а также обеспечить контроль за информацией о товарах в необходимом и достаточном объеме. Данное направление предполагает применение электронного (безбумажного) документооборота, что позволит создать условия для внедрения упрощенных таможенных процедур, применяемых исходя из репутации участников внешнеторговой деятельности.

Предполагается использование применяемых в ряде развитых стран мира технологий по типу интегрированного управления и контроля на границе (две службы на границе), основанного на единой информационной системе правоохранительных и контролирующих органов, что позволит совмещать в пунктах пропуска документальный контроль за товарами, перемещающимися через государственную границу Российской Федерации, а также улучшить качество производимого досмотра таких товаров. В результате это позволит создать благоприятные условия пересечения пассажирами границы и перемещения через нее товаров, сократить время ее прохождения, снизить издержки, увеличить объем товаропотока, содействовать реализации торгово-логистических технологий «от двери к двери», «точно в срок» и «под ключ». Высокий уровень качества указанных таможенных процедур будет обеспечен благодаря применению системы управления качеством каждой отдельной таможенной операции.


Заключение

Таможенная политика является важнейшим компонентом внутренней и внешней политики Российского государства и направлена на наиболее эффективное использование инструментов таможенного права, таможенного регулирования и контроля за товарообменом на конкретной территории, а также на участие в реализации торгово-политических задач по защите внутреннего рынка и стимулирование развития экономики в целом.

Активное экономическое развитие страны, рост внешнеэкономических связей, продолжающаяся интеграция нашей страны в мировую экономику неизбежно приводит к увеличению товаро-, грузо-, пассажирооборота и количества транспортных средств, пересекающих таможенную границу РФ. Вся эта нагрузка ложится на плечи таможенных органов, которые обязаны организовывать и регулировать процесс перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. От организации работы таможен, таможенных постов в регионе, в частности – в Оренбургской области, зависит соблюдение таможенного законодательства участниками ВЭД, их добросовестное декларирование товаров, соблюдение требований и условий, запретов и ограничений. Как уже отмечалось, эти факторы оказывают влияние как на пополнение государственного бюджета за счет взимания таможенных платежей, так и на экономическую, общественную и государственную безопасность страны.

В связи с этим, необходима модернизация и усовершенствование работы таможенных органов в области таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств. Это достигается планированием и постепенной реализацией на практике специальных мероприятий, предусмотренных ФТС и Правительством РФ.

В заключение хотелось бы отметить, что новые тенденции развития внешнеторгового регулирования и таможенного законодательства активно изучаются и анализируются учеными и практиками как на национальном уровне, так и на уровне интеграционных образований. Использование результатов таких исследований неизбежно приведет к максимально возможной гармонизации национальных таможенных систем, а сами национальные таможенные кодексы будут адоптированы к восприятию иностранного участника внешнеторговой деятельности и станут предельно понятны отечественным предпринимателям.

Список использованной литературы

1. Таможенный Кодекс Российской Федерации. – М.: Юрайт-Издат, 2007. – 322 с.

2. Бакаева О. Ю. Таможенное право России: учебник.- 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юристъ, 2007. – 504 с.

3. Габричидзе Б. Н. Таможенное право. - М.: Дашков и К, 2004. - 841 с.

4. Габричидзе Б. Принцип профессионали ма в гос дарственной сл жбе. Гос дарство и право. − 2002. − № 12.

5. Греднигер М. Миссия выполнима. Но с трудом. // Таможня. – 2007. - №6. – С. 21-24.

7. Коган М.В., Молчанова О.В. Таможенное дело. – М: Издательство: Феникс, 2007. – 317 с.

8. Коган М.В., Молчанова О.В. Таможенное дело. – М: Издательство: Феникс, 2007. – 317 с.

9. Козырин А.Н. Комментарий к Таможенному Кодексу Российской Федерации. – М.: ТК Велби, 2005. – 522 с.

10. Коник Н.В. Таможенное дело. – М.: Издательство: Омега-Л, 2009. – 192 с.

11. Страуссмен Дж. Стратегический гос дарственный менеджмент. Проблемы теории и практики правления. − 2005. − № 1. – С. 53-56.

12. Таможенное право. / Под общ. ред. Андриашина Х.А. Учебник. – М.: Юстицинформ, 2006. - 264с.

13. Тимошенко И. В. Таможенное право. – М.: Феникс, 2008. – 456 с.

14. Тимошенко И. В. Практикум по таможенному праву. – М.: Высшая школа, 2007. - 256 с.

15. Толкушкин А.В. Таможенное дело. 2-е изд, перераб.и доп. - М.: Высшее образование, 2009. – 506 с.

16. Халипов С.В. Таможенное право: Для подготовки бакалавров, для подготовки специалистов. – М.: Юрайт ИД Юрайт, 2009. – 457 с.

17. Материалы официального сайта Федеральной Таможенной Службы: www.customs.ru

18. История российской таможни. http://museum.customs.ru/ru/links/

П. БЕЗВЕРХИЙ,

аспирант

ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ

РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИИ

В развитии таможенных органов России можно выделить несколько этапов: дореволюционный период, советский период и период деятельности таможенных органов в Российской Федерации с начала 90-х годов до настоящего времени. Приведенная периодизация носит условный характер, автор статьи намерен использовать ее в целях исследования истории развития таможенной службы.

Анализ сложного и длительного процесса становления и развития Таможенной службы России на различных этапах его развития необходим для более четкого представления о современном состоянии и развитии российского таможенного дела, понимания эволюции основных таможенно-правовых институтов и норм, более ясного видения тенденций и перспектив совершенствования таможенной службы 1 . Проблемы таможенной политики, организации таможенных органов нашли освещение в трудах многих ученых 2 .

Исследования ученых говорят о том, что в России еще до X в. существовали внешнеторговые операции. К этому времени относятся первые упоминания о торговых пошлинах, которыми были обложены в древнерусском государстве предметы потребления на пути их следования от производителя к потребителю. Сборщики торговых пошлин (мытники) фигурируют в таком древнейшем своде русского права, как «Русская Правда» (свод древне-русского феодального права, включающий Правду Ярослава Мудрого, Правду Ярославичей, Устав Владимира Мономаха) 3 . Уже в договоре князя Олега с Византией таможенные обычаи и льготы упоминаются как издавна бытовавшие в жизни явления 4 .

Таможенное законодательство и первые элементы системы таможенных органов в Древней Руси складывались под влиянием международного права 5 . Такое влияние оказали правила, регламентировавшие ввоз и вывоз товаров и сбор таможенных пошлин за несколько столетий до нашей эры 6 .

Известно, что в Древней Руси за провоз товаров через внешние или внутренние заставы, аренду торговых площадей, покровительство купцам взимался мыт (или мыто) – своеобразный налог на право торговли, главная цель которого состояла в том, чтобы пополнить казну. Поэтому сборщиков пошлин называли «мытник», или «мытчик», а места взимания мыта – мытницей 7 . В договоре князя Олега с греками содержится положение о купле-продаже: «И да творят куплю, якоже или подобе не платяче мыта ни в чем же» 8 .

Как указывает Ю.Г. Кисловский, картина развития таможенного права в Древней Руси и в других государствах во многом сходна. Таможенное законодательство было направлено в большей степени на пополнение государственной казны и в меньшей – на регулирование внешних торговых отношений 9 . Сами «пошлины возникли из поборов, взимавшихся феодалами с проезжающих через их владения торговцев, откупавшихся таким способом от ограбления, – поборов, которые впоследствии взимались также городами, и при возникновении современных государств явились для казны удобнейшим средством добывать деньги» 10 .

По мере того, как складывалось само понятие торговых пошлин и сопутствовавших им сборов за право купли и продажи товаров, формировались обычаи, правила и процедуры их взимания или отсутствия такового. В органичной связи с ними создавалась таможенная служба, обустраивалась таможня. Со временем эти меры получили свое организационное, правовое и дипломатическое закрепление 11 . Безусловно, развитие таможни всегда находилось во взаимосвязи с общественно-политическим строем государства. Если в V в. натуральное хозяйство переходит в денежное, то деньги становятся конечной целью хозяйственной деятельности. Таможенная политика в это время стояла на страже накопительства. В VII – XI вв. таможенное дело превращается в инструмент регулирования товарообмена, а таможенники приобретают высокий статус. Интересен зарубежный опыт: среди городских чиновников таможенник занимал третье место после графа и мэра, а казначей – четвертое. И если граф и мэр назначались, то таможенник и казначей избирались из числа горожан. Они отчитывались перед гражданами всего города, их правовое положение определялось демократическими институтами 12 .

На Руси избирались таможенные головы, как правило, на один год. Условия, необходимые для того, чтобы занимать эту должность, были таковы: хорошее поведение, знание дела, зажиточность, грамотность (впрочем, последнее условие не было непременным). Избранный голова приводился к присяге 13 .

На протяжении значительного периода времени укрепление таможенной службы способствовало развитию экономических отношений Российского государства. В то же время введение протекционистских тарифов порождало незаконный ввоз и вывоз товаров, особенно в конце XVIII – начале XIX вв. 14

Постепенно формировались сами таможенные органы. Система таможенных учреждений XIX в. представлена в Таможенном уставе 1857 г. 15 Таможня и таможенные заставы учреждались во внешней сухопутной и морской границе империи царства Польского, а на северо-западе – по границе России с Финляндией. В зависимости от объема операций таможни делились на крупнейшие – первого класса (Архангельская, Санкт-Петербургская, Московская и др.), средние – второго класса (Евпаторийская и др.) и малые – третьего класса (Николаевская, Мариупольская и др.). Некоторые таможни имели передовые филиалы. Например, в Санкт-Петербурге форпостом была Кронштадтская таможня. В некоторых таможнях имелись передовые посты, называвшиеся заставами 16 . Существовали и другие таможенные органы.

В 1904 г. был принят Таможенный устав, который определил новую структуру таможенных органов 17 . Согласно данному акту, эту структуру составил Департамент таможенных сборов, окружные и участковые таможенные управления, таможни, заставы, посты и пункты. Все таможни и таможенные заставы надзирались управляющими и состояли из таможенных и канцелярских чиновников, вольнонаемных досмотрщиков и служителей. Таким образом, к концу XIX – началу XX вв. в России была создана единая система таможенных органов.

События первой мировой войны 1914–1918 гг. и последующий крах Российской империи и всего привычного механизма государства, привели к тому, что к осени 1917 г. управление таможенными учреждениями России органами государственной власти практически не осуществлялось. Большинство таможен в это время были закрыты, Департамент таможенных сборов бездействовал 18 .

Основным принципом таможенной политики и таможенной системы России с момента установления советской власти был принцип монополии государства во внешней торговле. Советский период становления таможенного дела лишь подтвердил общее правило о том, что структура и объем компетенции таможенных органов зависят от общего направления внешнеэкономической и таможенной политики государства 19 . В.И. Ленин, раскрывая данный вопрос, писал: «Ни о какой серьезной таможенной политике сейчас, в эпоху империализма, не может быть и речи, кроме монополии внешней торговли» 20 .

Давая характеристику указанному периоду, ученые отмечают, что новая государственная власть, пришедшая к управлению страной в результате Октябрьского переворота в России, скептически отнеслась к дореволюционной системе таможенных органов, так же как и к концепции таможенного дела 21 . Реализация ленинской идеи государственной монополии внешней торговли заблокировала широкое применение таможенно-тарифного регулирования и сделала систему таможенного контроля лишь вспомогательным инструментом регулирования внешней торговли. В период военного коммунизма неоднократно предлагалось закрыть таможенные учреждения 22 . С октября 1917 г. и до конца 80-х гг. XX в. таможенная политика, за небольшим исключением, определила деятельность таможенных органов в принципиально иной системе координат, чем до революции, или чем в других странах со свободной экономикой. Отсюда вытекало и существенное изменение функций и структурной организации таможенных органов 23 .

До Октябрьской революции таможенное дело в России регулировалось Уставом 1910 г. Руководил управлением в области таможенного дела образованный в составе Министерства финансов в 1864 г. Департамент таможенных сборов, который к этому времени находился в довольно плачевном состоянии: большинство таможен было закрыто, а их служащие эвакуированы; таможенная система России практически была разрушена 24 . В этот период таможенные органы лишились своей функции как налогово-фискального органа, а таможенные платежи перестали служить существенным источником доходов государственного бюджета. Установление монополии внешней торговли проявилось в отказе государства от таможенно-тарифных механизмов регулирования внешней торговли.

Практика проведения таможенных операций подтвердила, что таможенный тариф не является инструментом регулирования внешнеэкономической деятельности, выявила его узость и несоответствие уровня таможенных пошлин ценам на товары, сложившимся на внутреннем и внешнем рынках 25 .

Таможенные органы, охраняя государственную монополию и обеспечивая ее своими действиями, превратились в элемент «административной машины», воздействовавшей на внешнеэкономические отношения. Декретом СНК, изданным 29 июня 1918 г., Департамент таможенных сборов переименовывался в Главное управление таможенного контроля, которое переходило в подчинение Наркомата торговли и промышленности. В соответствии с декретом СНК о внешней торговле от 11 июня 1920 г. Наркомат торговли и промышленности был преобразован в Народный комиссариат внешней торговли 26 . В декабре 1921 г. создается Главное таможенное управление, в функции которого входила организация и управление таможенными учреждениями, разработка таможенной политики, соответствующих правовых актов, а также борьба с контрабандой 27 .

Переход к нэпу в начале 20-х гг. практически возродил потерянные функции таможенных органов и вызвал значительное развитие структуры всей таможенной системы. Именно с 1922 по 1928 гг. (особенно в 1924–1925 гг.) формировалась сложная многоступенчатая система управления таможенным делом, адекватная тем разнообразным задачам и функциям, которые выполняли таможенные учреждения того времени 28 . Для данного периода характерно возвращение к тарифным методам регулирования внешней торговли. Таможенный тариф по европейской провозной торговле СНК РСФСР впервые после революции утвердил 14 февраля 1922 г. 29

Таможенный устав СССР был утвержден 12 декабря 1924 г. Президиумом ЦИК СССР 30 , этот документ представлял собой первый кодифицированный акт по таможенному делу. Данный Устав и определенное число подзаконных нормативных актов, принятых НКВТ, законодательно закрепили систему таможенного управления, сформировавшуюся в середине 20-х гг. Согласно статье 1 Устава таможенным делом на всей территории Союза ССР управлял НКВТ, который выполнял свои задачи в центре и на местах через входившее в его состав Главное таможенное управление, состоявший при НКВТ Таможенно-тарифный комитет и через иные учреждения. За деятельностью таможенных учреждений на местах наблюдали уполномоченные НКВТ при СНК союзных республик, в компетенцию которых входило наблюдение за выполнением таможенными учреждениями в пределах союзной республики законов и распоряжений центральных союзных органов по таможенной части; ревизия таможенных учреждений; рассмотрение конфликтов между таможенными учреждениями и местными органами власти; разработка мероприятий по борьбе с контрабандой.

Главное таможенное управление разрабатывало планы всех таможенных мероприятий общего характера, инструкции и разъяснения к ним, организовывало борьбу с контрабандой и руководило ею на территории СССР. ГТУ подразделялось на отделы: административно-хозяйственный, тарифный, оперативно-судебный, по борьбе с контрабандой, сменно-расчетный, статистический и инспекторскую часть. Анализ структуры ГТУ показывает, что в то время правоохранительная деятельность составляла незначительную часть деятельности Управления; ею занимался только один отдел по борьбе с контрабандой, а все остальные отделы замыкались на тарифно-пошлинной и фискальной деятельности 31 .

Таможенный Устав предусматривал возможность создания отделений ГТУ в союзных республиках. Такие отделения учреждались распоряжением НКВТ по представлению уполномоченных НКВТ при СНК союзных республик (ст. 7). Отделения ГТУ создавались по федеративному принципу. Границы деятельности отделения совпадали с территорией союзной республики. В 1925 г. отделения ГТУ были созданы в БССР, УССР, ЗСФСР и Средней Азии 32 . Каждое отделение действовало на основании положения. Так, например, Положение об Отделении ГТУ в УССР, утвержденное приказом НКВТ от 10 марта 1925 г., устанавливало, что Отделение действует под прямым руководством ГТУ НКВТ СССР. Начальник отделения и его заместители назначались НКВТ по согласованию с СНК УССР.

Таможенными учреждениями на местах руководили районные таможенные инспекторские управления, возглавляемые районными таможенными инспекторами. Границы деятельности районных инспекторских управлений устанавливались НКВТ по согласованию с НКФ и с СНК союзной республики, на территории которой действовало данное управление. Инспекторы осуществляли общее руководство деятельностью таможенных учреждений своего района, надзор и контроль над точным исполнением ими всех инструкций, приказов, постановлений, распоряжений и др. 33

В 1925 г. в СССР было создано 11 районных таможенных инспекторских управлений: Карельское, Северо-Западное, Белорусское, Северокавказское, Туркменское, Узбекское, Алма-Атинское, Зайсанское, Читинское, Благовещенское, Владивостокское. Это было сделано в соответствии с планом реорганизации таможенного аппарата на местах. Таможни первого разряда учреждались при железнодорожных станциях и в портах с большим грузооборотом; второго разряда – в небольших портах на реках и озерах, на шоссейных дорогах; третьего разряда – на грунтовых дорогах. Открытие и упразднение таможенных учреждений, изменение их дислокации, отнесение таможен к тому или иному разряду, переименование постов в таможни и таможен в посты производил НКВТ. Оформление экспортно-импортных грузов, контроль над перемещаемым через границу имуществом вели таможни первого и второго разрядов. Таможни третьего разряда имели право на указанные действия, если это не требовало специальной технической экспертизы. Таможенные посты занимались только пропуском пассажиров, багажа и ручной клади, пересылкой международных почтовых отправлений 34 .

При железных дорогах были созданы таможенные агентства. Для разрешения споров между таможенными и транспортными организациями на железных дорогах и в портах были организованы согласительные комиссии.

5 мая 1925 г. приказом НКВТ было утверждено Положение о технических совещаниях. В соответствии с ним рабочим органом в таможне являлось техническое совещание. На основании Положения о технических совещаниях его работой руководил управляющий, в состав совещания входили помощники управляющего и инспекторы. Оно было консультативным органом, а персональную ответственность за всю деятельность таможенного учреждения нес управляющий. Местное таможенное учреждение возглавлял управляющий, который осуществлял надзор, руководство своей таможней и другими учреждениями, входившими в район деятельности данной таможни.

В тот период порядок приема на службу сотрудников Главного таможенного управления и его местных органов регулировало трудовое законодательство и правила о государственной службе. Таможенный устав устанавливал виды деятельности, которыми не могли заниматься таможенные служащие. Согласно статье 27 Устава, они не имели права участвовать в организациях, выполнявших работу по погрузке, выгрузке, приему и подготовке грузов, пассажирского багажа и почтовых посылок. Кроме того, запрещалось участвовать в каких-либо мероприятиях коммерческого характера лично или через подставных лиц, принимать на себя доверенности и поручения по таможенным делам от посторонних лиц, покупать товары на таможенных аукционах.

Таможенный устав 1924 г. устанавливал сложную четырехзвенную систему управления таможенным делом: НКВТ – ГТУ – уполномоченные НКВТ, отделения ГТУ – районные таможенные инспекторские управления – таможни и таможенные посты. Поскольку таможни первого разряда контролировали деятельность всех таможенных учреждений, входивших в их район, то получалась пятизвенная система управления. Реальная же картина организации таможенных органов была еще более разнообразной: на практике существовала и трехзвенная система управления (в УССР, в ЗСФСР, где районных управлений не было), и двухзвенная (три таможни – Астраханская, Архангельская и Московская – подчинялись непосредственно ГТУ) 35 .

Таможенное законодательство конца 20-х гг. вновь изменяется в сторону укрепления контроля над перевозкой товаров и выполнением решений Правительства о монополии государства на внешнюю торговлю. В 1928 г. был принят Таможенный кодекс, который стал правовой базой административного управления таможенной системой 36 . Данный акт закреплял за государством монополию на внешнюю торговлю. Создается новая система таможенных органов. Управление таможенным делом на всей территории страны поручается Народному комиссариату внешней торговли (НКРТ) 37 .

В 30-е гг. все отчетливее обозначается переход к административному регулированию общественных отношений, что отразилось на правовом регулировании таможенного дела. В это время сокращается оборот международного пассажирского сообщения, резко уменьшается число участников внешнеторговых сделок 38 . В годы Великой Отечественной войны деятельность многих таможен на западе СССР была прекращена: таможенные органы выполняли новые, специфические задачи.

Система таможенных органов в послевоенный период состояла из Главного таможенного управления, таможен 1-го, 2-го, 3-го классов и таможенных постов.

В 1964 г. был утвержден новый Таможенный кодекс 39 , который также устанавливал государственную монополию на внешнюю торговлю. Данный акт ввел понятие таможенного режима, режим экспорта, импорта и транзита. По сравнению с Таможенным кодексом СССР 1928 г. он был значительно меньше по объему (120 статей, сгруппированных в три раздела). Управлению таможенным делом был посвящен первый раздел Кодекса, содержавший лишь семь статей. Управление таможенным делом в СССР было отнесено к ведению Министерства внешней торговли и осуществлялось через входившее в его состав Главное таможенное управление. Оно состояло из отделов: оперативно-инспекторского, по борьбе с контрабандой, таможенного права и международных связей, кадров, финансирования, бухгалтерского учета и контроля 40 .

Следующий, наиболее значительный этап в реформировании системы таможенных органов начался в середине 80-х гг. 12 февраля 1986 г. Решением Совета Министров СССР Главное таможенное управление МВТ было преобразовано в самостоятельный орган – Главное управление государственного таможенного контроля при СМ СССР 41 . ГУ ГТК наделялось полномочиями на участие в разработке таможенной политики государства; осуществление государственного таможенного контроля над соблюдением установленного порядка перемещения через границу товаров и иного имущества; полномочиями по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил.

Безусловно, выработка новых, серьезных задач, поставленных перед Главным управлением государственного таможенного контроля, расширение его полномочий вызвали необходимость изменений и во всей остальной структуре таможенных органов. Создавались новые управления, отделы и административно-хозяйственные подразделения.

Однако в конце 80-х гг. функции таможенных органов в целом все-таки сохранились в прежнем виде, несмотря на то, что таможенная служба выделилась в самостоятельную отрасль государственного управления. Кроме того, после закрепления на нормативном уровне указанных функций в 1989–1990 гг. они все еще носили характер деклараций, так как прежний Кодекс и остальная законодательная база не позволяли наполнить их конкретным содержанием.

Следующим важным этапом в развитии таможенных органов стало принятие нового Таможенного кодекса СССР в 1991 г. 42 Новшеством данного нормативного акта явилось наименование таможенных учреждений таможенными органами. Основополагающими принципами, которые закрепили положения Кодекса 1991 г., были единство таможенной территории и таможенного законодательства, создание необходимых экономических условий для формирования единого экономического пространства, охватывающего все регионы страны.

Таким образом, за время существования СССР было принято три таможенных кодекса (1928, 1964 и 1991 гг.) и Таможенный устав 1924 г. Данные нормативные акты стали основой таможенного законодательства, послужили правовыми средствами, обеспечивающими, по мнению С.А. Смирнова, преемственность в использовании институционно-правовых категорий, понятий таможенного дела, организационных форм и методов таможенного контроля, видов таможенных пошлин и их классификации, в организации деятельности таможенных органов, хотя существенно изменились и само понятие «таможенное дело» и его структура 43 .

Как отмечают Н.М. Блинов и П.В. Дзюбенко 44 , из-за распада СССР срок действия Таможенного кодекса СССР 1991 г. оказался непродолжительным. Суверенному Российскому государству пришлось почти заново создавать таможенную систему. Россия унаследовала крайне ослабленную сеть таможенных органов, так как значительная часть (около 80%) таможенных структур, хорошо оснащенных технически, имеющих высокопрофессиональные кадры, оказалась за ее пределами. Протяженность подлежащих таможенному контролю границ с бывшими союзными республиками увеличилась до 13,5 тыс. километров, в том числе около 1,1 тыс. километров – со странами Балтии.

Указом Президента России от 25 октября 1991 г. 45 была образована таможенная служба России. В Указе: «В целях обеспечения экономической основы суверенитета и государственной безопасности Российской Федерации образовать Государственный таможенный комитет РСФСР». ГТК РФ разработал программу развития таможенной службы России, которая была одобрена правительством 46 . Планировалось в 1992–1993 гг. создать 227 таможен, из них 201 внутри страны и только 26 на границе. Было решено привлечь на работу в таможенную систему дополнительно к имевшимся 8 тыс. таможенников еще 15 тыс. 47

В связи с новыми подходами были пересмотрены взгляды на таможенную политику. Ее основу составили три основополагающих принципа. Первый из них состоял в том, что возрождался опыт дореволюционной России. Таможенные органы совместно с другими государственными структурами стали органами экономической защиты новой России как внутри страны, так и на границе. Второй принцип исходил из того, что таможенная служба нацеливалась на сближение с соседними странами путем упрощения и унификации таможенных процедур в соответствии с мировым опытом. Третий принцип предполагал переориентировку таможенного контроля с границы внутрь страны, где оформлялась основная масса грузооборота 48 .

Серьезным шагом в развитии таможенного законодательства в России стало принятие в 1993 г. Таможенного кодекса и Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе» 49 . Данные законы вместе с принятыми в их развитие, дополнение и в целях конкретизации другими актами по таможенному делу отразили концептуально новое видение не только таможенного дела, но и роли таможенных органов в его непосредственном осуществлении 50 .

Именно Таможенный кодекс РФ 1993 г. в статье 8 определил таможенные органы как единую систему. Данная система состояла из ГТК России, региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов. С принятием Таможенного кодекса РФ 1993 г. таможенная служба преобразуется из правоохранительного органа в фискальный, поэтому основной задачей его становится максимум поступлений от внешнеторговой деятельности. Сохранение правоохранительных функций осуществляется в рамках выполнения экономических целей: пополнение бюджета за счет уплачиваемых таможенных платежей, а также штрафов, пеней, недоимок, взимаемых с виновных лиц.

Принятие нового Таможенного кодекса 2003 г. позволяет говорить о смене эпох в области международных экономических отношений, о начале перехода от «таможни для правительства» к «таможне для участников внешней торговли». Этот важнейший закон (основополагающий источник таможенного права) призван способствовать внешней торговле, а не создавать условия для работы контролирующих органов и вмешательства государства в данную сферу. Это именно те требования, выполнение которых является одним из условий членства России в ВТО 51 .

Таможенный кодекс 2003 г. уже не является рамочным нормативным актом, а во многом представляет собой закон прямого действия. Его значимость состоит в том, что законодатель закрепил в нем нормы, которые направлены на повышение эффективности деятельности таможенных органов, в частности, за счет упрощения таможенных формальностей; данные нормы приведены в соответствие с международными стандартами и федеральными законами Российской Федерации.

В результате административно-правовой реформы 2005 г. был изменен статус российской таможни. Отсутствие единого правового акта, определяющего правовой статус как всей системы таможенных органов Российской Федерации, так и ее отдельных элементов, позволяет говорить о серьезном упущении законодателя в области таможенного дела. В настоящее время федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, не обладает необходимыми полномочиями на управление и организацию, на нормативно-правовое регулирование в области таможенных отношений. После передачи функции принятия нормативных правовых актов в сфере таможенного дела Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации значительно снизилась роль ФТС в реализации таможенной политики России.

В последние годы работа таможенных органов велась в условиях действия нового Таможенного кодекса, административной реформы, которая затронула таможенную систему. Изменилась иерархия отношений участников внешнеэкономической деятельности с государственными органами, которым были переданы многие функции бывшего ГТК РФ, – Минфином и Минэкономразвития России. Были разработаны и внедрены в практику новые правила регулирования внешнеэкономической деятельности, организации таможенного оформления, определения таможенной стоимости, исчисления размеров таможенных платежей, применения таможенных режимов и пр. Идея реформы таможенных органов, в частности, заключалась в том, чтобы разделить функции нормотворчества и исполнения законов.

Функция нормотворчества и определения таможенной политики в настоящее время находится у Минэкономразвития России, определения методологии таможенной стоимости и соответственно таможенных платеже, составляющих не менее 40% доходных поступлений бюджета, – у Минфина России. Лишь небольшая часть нормативной работы осталась у Федеральной таможенной службы России, которая в настоящее время должна сосредоточить основное внимание на контроле над исполнением правил и норм в таможенной сфере 52 .

Итак, можно сделать следующие выводы.

1. Развитие таможенных органов в дореволюционное время характеризовалось постепенным формированием структуры таможенных органов, которая в целом соответствовали мировому опыту в области таможенного дела. Таможенные органы эффективно защищали экономические интересы России, регулировали внешнюю торговлю, направляли в государственный бюджет значительные таможенные доходы, следовательно, целью деятельности таможенных органов было выполнение налогово-фискальной функции.

2. В советский период структура и объем компетенции таможенных органов были кардинально изменены. После введения государственной монополии на внешнюю торговлю (за исключением периода нэпа) последовал отказ государства от таможенно-тарифных механизмов регулирования данного вида торговли. Таможенные органы утратили свою налогово-фискальную функцию и сосредоточили усилия на выполнении основной правоохранительной функции. Результатом стало свертывание задач, а затем и структуры таможенных органов, снижение роли таможенных органов в осуществлении государственного управления, сокращение общего количества структурных подразделений таможни. В этот период таможенные органы в основном осуществляли надзорно-карательную функцию.

3. В конце 80-х – начале 90-х гг. произошла перестройка таможенных органов Российской Федерации, изменился характер направленности деятельности таможенных органов, превратившись из ведомственного в государственно-регулирующий. Система таможенных органов России, как объединенная общими целями и задачами совокупность таможенных органов, прошла новый этап формирования. Полномочия государственного органа по регулированию внешнеторговых операций, а также борьбе с контрабандой и пресечением нарушений таможенных правил были закреплены за таможенными органами России законодательно. После принятия Таможенного кодекса была восстановлена фискальная функция таможенных органов.

4. В результате административно-правовой реформы 2005 г. был изменен статус российской таможни. Отсутствие единого правового акта, определяющего правовой статус как всей системы таможенных органов Российской Федерации, так и ее отдельных элементов, позволяет говорить о серьезном упущении законодателя в области таможенного дела. В настоящее время федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на управление таможенным делом, не обладает необходимыми полномочиями для управления и организации и нормативно-правового регулирования в области таможенных отношений. После передачи функции принятия нормативных правовых актов в сфере таможенного дела Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации значительно снизилась роль ФТС в реализации таможенной политики России.

1 Смирнов С.Л. Административно-правовая деятельность Федеральной таможенной службы. На материалах Московской южной таможни. – М.: УНЦ ДО, 2004. – С. 17.

2 См.: Блинов Н.М. Таможенная политика России X–XX вв. – М., 1997; Бутов Я.В. Таможенно-торговая политика России во второй половине XIX в. – М., 2000; Габричидзе Б.Н., Чернявский А.С. Курс таможенного права Российской Федерации: Учеб. для вузов: В 3 ч. – М., 2002; Тимошенко И.В. Таможенное право России. – М., 2002, и др.

3 Таможенное право России. Учебник / Отв. ред. С.И. Истомин, В.А. Максимцев. – М.: Софт Издат, 2005. – С. 12.

4 Лодыженский К.И. История русского таможенного тарифа. – СПб., 1886. – С. 2.

5 Кисловский Ю.Г. История таможенного дела России. Кн. 1. – М.: Русина-Пресс, 2004. – С. 42.

6 См.: Циммерман С.В. О таможнях и промышленности древних народов. – СПб., 1859. – С. 10; Schucmacher. Ker Lollner in der Geschiechte und Literatur, 1910; Марков Л.Н. Очерки по истории таможенной службы. – Иркутск, 1987. – С. 10–11.

7 Осокин Е. Внутренние таможенные пошлины в России. – Казань, 1850. – С. 5.

8 Памятники русского права. Т. 1. – М., 1953. – С. 65.

9 Кисловский Ю.Г. Указ. соч. – С. 42.

10 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 3. – С. 57.

11 Косаренко Н.Н., Кочергина Т.Е. Таможенное право России. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – С. 6.

12 Кисловский Ю.Г. Указ. соч. – С. 31.

13 Толстой Д. История финансовых учреждений России со времени основания государства до кончины императрицы Екатерины Второй. – СПб.,1848. – С. 118–119.

14 Косаренко Н.Н., Кочергина Т.Е. Указ. соч. – С. 6.

15 См.: Свод законов Российской империи. Т. 6. – СПб., 1857. – С. 1.

16 Российское таможенное право. Учебник для вузов / Отв. ред. Б.Н. Габричидзе. – М.: НОРМА-ИНФРА, 1998. С. 26.

17 См.: Свод законов Российской империи. 1904. Т. 6. – С. 1.

18 Основы таможенного дела: Учебное пособие. Вып. 1. – М., 1996. – С. 27.

19 Смирнов С.Л. Административно-правовая деятельность Федеральной таможенной службы. – М.: УНЦ ДО, 2004. – С. 138.

20 Ленин В.И. О монополии внешней торговли // ПСС. Т. 45. С. 335–336.

21 Российское таможенное право: Учебник для вузов / Отв. ред. Б.Н. Габричидзе. М., НОРМА-ИНФРА. – М., 1998. – С. 30–31.

22 Красин Л.Б. Вопросы внешней торговли. – М., 1970. – С. 75.

23 Зобов В.К. Таможенная служба в Российской Федерации. – М., 1993. – С. 28.

24 Шапошников Н.Н. Таможенная политика до и после революции. – М. – Л., 1924. – С. 42.

25 Кисловский К.Г. История таможни государства российского. – М., 1995. – С. 176.

26 Михайлов Б.В. Таможенная система в первые годы советской власти // Ученые записки МГИМО. – М., 1953. – С. 147.

27 СУ РСФСР. – 1922. – № 27. – Ст. 447.

28 Российское таможенное право: Учебник для вузов / Отв. ред. Б.Н. Габричидзе. – М.: НОРМА-ИНФРА.–М., 1998. – С. 31.

29 Марков Л.Н. Очерки по истории таможенной службы. – Иркутск, 1987. – С. 78.

30 СЗ СССР. – 1925. – № 5. – Ст. 53.

31 Российское таможенное право. Учебник для вузов / Отв. ред. Б.Н. Габричидзе. – М.: НОРМА-ИНФРА. М., 1998. – С. 36.

32 См.: Марков Л.Н. Указ. соч. – С. 102.

33 Российское таможенное право. Учебник для вузов / Отв. ред. Б.Н. Габричидзе. – М.: НОРМА-ИНФРА. М., 1998. – С. 37.

34 Там же.

35 Российское таможенное право. Учебник для вузов / Отв. ред. Б.Н. Габричидзе. – С. 36–38.

36 СЗ СССР. – 1929. – № 1. – Ст. 1.

37 Кузьмин В.П. Практика таможенного дела. – М., 1927. – С. 30.

38 Дмитриев С.С. Возникновение и развитие советской таможенной системы // Социалистический таможенный контроль. – 1967. – № 3. – С. 11.

39 ВВС СССР. – 1964. – № 20. – Ст. 242.

40 Храбсков В.Г. Таможня и закон. – М., 1979. – С. 30.

41 Таможенное законодательство СССР. Сборник. – М., 1991. – С. 118.

42 ВВС СССР. – 1991. – № 17. – Ст. 486.

43 Смирнов С.Л. Указ. соч. – С. 43.

44 Блинов Н.М., Дзюбенко П.В. Введение в таможенное дело. – М., 1997. – С. 29.

45 Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. – 1991. – № 48. – Ст. 1071.

46 Внешняя торговля. – 1992. – № 1. – С. 4.

47 Таможенный вестник. – 1993. – С. 11.

48 Кисловский Ю.Г. Указ. соч. – С. 206.

49 ВВС РФ. – 1993. – № 23. – Ст. 821.

50 Габричидзе Б.Н., Суслов Н.А. Таможенные органы Российской Федерации: правовой статус и пути его совершенствования // Государство и право. – 1995. – № 3. – С. 26.

51 Бакаева О.Ю. Оптимальная модель таможенных органов в новом Таможенном кодексе Российской Федерации // Юридический вестник РГЭУ. – 2003. – № 3. – Ст. 52.

52 О состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и работе органов прокуратуры в 2004 г. Информационно-аналитическая записка / Под общ. ред. проф. А.Я. Сухарева. – М.: НИИ ГП РФ, 2005. – С. 28.

Что такое таможенная пошлина и ее виды.

Таможенная пошлина - обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу.

Виды : В зависимости от направления облагаемых товаров выделяют:

Импортные (ввозные) пошлины - наиболее распространенный как в мировой практике, так и в России вид пошлин;

Экспортные (вывозные) пошлины - встречается значительно реже импортных, в России применяется в отношении сырьевых товаров (например, нефти). ВТО призывает к полной отмене таких пошлин;

Транзитные пошлины - в настоящее время в РФ установлены нулевые транзитные пошлины, в мире также почти не используются.

В зависимости от способа исчисления ставок таможенные пошлины подразделяют на:

Адвалорные - (от латинского ad valorem - от стоимости) - определяются в процентах от таможенной стоимости товаров. Применяются обычно к сырьевым и продовольственным товарам, например, 5 % от таможенной стоимости. Таможенная стоимость заявляется декларантом, а поданные им сведения должны основываться на достоверной, количественно определяемой информации.

Специфические - устанавливаются в виде конкретной денежной суммы за единицу (веса, объема, штуки и др.) товара. Применяются, как правило, к готовым изделиям, в России устанавливаются в евро, например, 0,3 евро за килограмм;

Комбинированные - при исчислении используются оба вышеупомянутых вида ставок, при этом чаще всего уплате подлежит большая из исчисленных сумм. Например, 10 % от таможенной стоимости, но не менее 0,5 евро за килограмм.

Особые виды таможенных пошлин:

Специальные - могут использоваться в качестве защитной меры от ввоза в Россию товаров в количестве и на условиях, наносящих, или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или конкурирующих товаров; как ответ на дискриминационные действия других стран и союзов, ущемляющие интересы России; как способ пресечения недобросовестной конкуренции;

Антидемпинговые - предназначаются для защиты внутреннего рынка от импорта товаров по демпинговым ценам, что подразумевает более высокую стоимость их на рынке страны-экспортера, чем страны-импортера;

Компенсационные - вводятся на импортируемые товары, на которые в стране их производства с целью развития экспорта или замещения импорта используются государственные субсидии, что приводит к искусственному снижению затрат на производство, а следовательно и стоимости таких товаров;

Сезонные - могут устанавливаться для товаров, объемы производства и реализации которых резко колеблются в течение года (сельскохозяйственная продукция).

Основные этапы становления таможенной службы России.

Становление таможенной службы Российской Федерации -неотъемлемая составная часть формирования атрибутов российского государства и обеспечения его суверенитета. Правовой основой и организующим началом этого процесса стал Указ Президента РСФСР Б.Н. Ельцина «О Государственном таможенном комитете РСФСР». Эта дата отмечается как начало создания современной российской таможенной службы. ГТК России расположился в здании на Комсомольской площади. Создание ГТК определило начало трудного этапа возрождения и становления российской таможенной службы (1991 - 1993 гг.). Новые идеи и подходы получили свое воплощение в программе развития таможенной службы на 1992 - 1995 гг., разработанной ГТК. Предусматривались обеспечение таможенных органов и учреждений вычислительной техникой, программными продуктами, техническими средствами таможенного контроля и связи, а также другие меры улучшения организации и технологии осуществления таможенного дела.

Намеченная программа в основном была выполнена.

Особенно результативными в этом плане были 1992 - 1993 гг.

Более чем в два раза увеличилось количество пограничных таможен. Это означает, что на большей части границы таможни и пункты пропуска были созданы заново. На одну треть выросло число внутренних таможен. Значительно разветвленнее стала структура таможен за счет пятикратного увеличения количества таможенных постов. Быстрыми темпами росло число региональных таможенных управлений. За два года было создано восемь новых таких управлений. Становление и обеспечение дееспособности системы таможенных органов непосредственно связаны с принятием в 1993 г. Закона российской Федерации «О таможенном тарифе» и Таможенного кодекса Российской Федерации. Была создана российская правовая база осуществления таможенной политики и таможенного дела в новых условиях. Эти законодательные акты закрепили приоритет фискально-экономических, контрольных, правоохранительных и защитных функций таможенных органов. Они получили статус правоохранительных органов, полномочия на осуществление валютного контроля. В 1991 г. Россия как правопреемница СССР стала членом международного Совета таможенного сотрудничества (СТО) - ныне Всемирной таможенной организации (ВТО). Она была избрана членом Политической комиссии и Финансового комитета этой организации. ГТК России принял участие в разработке и реализации многосторонних межправительственных и межведомственных соглашений о сотрудничестве и взаимопомощи стран СНГ в таможенных делах..

8 июня 1993 года - приказом ГТК России был учрежден нагрудный знак «Отличник таможенной службы Российской Федерации». Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 1993 года ГТК России было разрешено учредить нагрудный знак «Почетный таможенник России».

Важной вехой в развитии правовых основ таможенной деятельности стал Федеральный Закон «О службе в таможенных органах Российской Федерации», вступивший в действие 1 сентября 1997 г. Закон определил новые условия прохождения службы на контрактной основе, повысил ответственность и престиж человека в таможенной форме, утвердил Кодекс чести таможенника РФ и ритуал принятия Присяги сотрудника таможенного органа РФ..

В 1999 г. была разработана «Стратегия и основные направления деятельности ГТК России на 1999 - 2000 гг. по развитию и укреплению сотрудничества с зарубежными таможенными службами и международными организациями. Особенность этой программы в том, что она нацелена на активное развитие международного таможенного сотрудничества на региональном уровне. В целях повышения эффективности борьбы с незаконным оборотом наркотиков в сентябре 1999 г. был создан Северо-Западный кинологический центр. На него были возложены функции по организации и обеспечению кинологической деятельности таможенных органов, применению служебных собак для поиска наркотических средств, психотропных веществ, оружия, боеприпасов, взрывных устройств и взрывчатых веществ. Сделан заметный шаг в сторону либерализации таможенно-тарифной политики России. В качестве приоритетной задачи рассматривается вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО).

2.2 Развитие таможенной службы с 2000 года по настоящее время

Осуществляя таможенную реформу, ГТК России разработал и утвердил Целевую программу развития таможенной службы Российской Федерации на 2001 - 2003 годы. Основное звено реализации этой программы -компьютеризация и автоматизация таможенных технологий, оснащение таможенных органов современными средствами передачи данных, информационного взаимодействия со смежными службами. В связи с этим ГТК сосредоточил усилия Главного научно-информационного вычислительного центра на создании комплексного проекта развития второй очереди Единой автоматизированной информационной системы ЕАИС) таможенных органов. Она предусматривает сквозную комплексную автоматизацию всей таможенной деятельности и обеспечивает централизованное управление процессом таможенного оформления и контроля, принятие управленческих решений и оперативное доведение их до исполнителей по всей вертикали «сверху вниз». Такая система позволяет внедрить технологии сквозного контроля и управления «рисками», эффективно использовать современные информационные технологии, материальные и людские ресурсы. Она включает применение WEB-технологий - новейших информационных технологий мирового уровня. Приказом ГТК России от 8 июня 2000 года был утвержден «План мероприятий по организации внедрения в опытную эксплуатацию системы комплексной автоматизации таможенной деятельности «АИСТ-РТ21» в регионе деятельности Московского таможенного управления».